Проблемы в общении

Проблемы в общении
«Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты»
                                                                                                  Людвиг Фейербах
Общение является жизненной необходимостью для человека, одной из основных его потребностей. Именно в общении человек реализовывает себя, выражает свою жизненную позицию, чувствует себя частью социума, делится своими внутренними переживаниями, самоопределяется и обнаруживает свои уникальные способности.
Встречались ли вам люди, которым тяжело общаться? Да у каждого второго возникают проблемы с общением! Именно они порождают
большинство конфликтных ситуаций, ведут к зарождению вражды между людьми.
Психологи утверждают, что источники проблем в общении, в том
числе и низкой коммуникативности, находятся в нашем детстве.
Человек учится общению с раннего возраста и овладевает различными его видами в зависимости от окружающей среды, от людей, с которыми взаимодействует. Это происходит стихийно, в процессе накопления им житейского опыта.
Общение в детстве выступает, во-первых, как средство решения
семейных задач, во-вторых, как социальное обеспечение воспитательного процесса, в-третьих, как способ организации взаимоотношений родителей и детей, обеспечивающих успешность в воспитании и становлении личности. Через общение родители организуют поведение и деятельность детей, оценивают их поступки и работу, помогают преодолеть трудности, не потерять веру в свои возможности. Это требует
огромной самоотдачи.
Чтобы грамотно выстроить взаимодействие с ребенком, понять и
принять его суждения, нужно хорошо знать не только его индивидуальные особенности, но и общие закономерности развития общения в детском возрасте.
В чем заключаются проблемы общения детей со сверстниками и в
семье? Какие ошибки делают родители при общении с детьми? Как помочь детям наладить связь с ровесниками? Ответить на эти и другие вопросы постараемся в данном выпуске методической рассылки.


РОДИТЕЛИ И ДЕТИ: ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ
Семья – это среда, где ребенок обучается всему важному, чем он
будет пользоваться в дальнейшем. То, как часто и качественно родители
с ним общаются, будет влиять на его становление и развитие.
Говоря об общих закономерностях построения конструктивного
общения ребѐнка и взрослого, следует отметить, что основой для эффективного взаимодействия с детьми различного возраста являются
эмоциональные отношения, которые строятся на привязанности ребѐнка
и ответных чувствах родителей.
Наблюдая за своими родителями, дети учатся общаться, у них
формируется представление о себе. Для родителей очень важно открыто
и эффективно общаться с ребенком. Открытая, позитивная коммуникация идет на пользу не только детям, но и каждому члену семьи. А
значит, отношения между родителями и их детьми значительно улучшаются. Дети чувствуют, что их слышат и понимают, вследствие
чего их самооценка повышается. Дети вырастают более ответственными и исполнительными.
Они понимают и знают, чего ожидать от своих родителей, что родители ожидают от них самих. Более уверенно чувствуют свою позицию в семье и,
таким образом, лучше взаимодействуют с родителями.
С другой стороны, отрицательное общение между родителями и
детьми может заставить детей поверить в то, что они неважны, их
не услышали или не поняли. Возникает боязнь общения, стеснительность и неуверенность в себе, что порождает множество проблем при
становлении личности.
Следует отметить, что на каждом этапе возрастного развития
имеются специфические, типичные для данного возраста проблемы, с
решением которых родители могут столкнуться. В раннем детстве происходит формирование личности посредством внешних влияний и событий. Так, если малыш рос в напряженной обстановке и часто слышал,
как ругаются родители, а тем более когда сам попадал под горячую руку, возникновение коммуникативных трудностей неизбежно.
Далее, когда ребенок достигает самостоятельного возраста, родители часто навязывают ему свое мнение и амбиции. Их поведение отчасти оправдано желанием счастливой жизни для себя и ребенка, но достигается совершенно неприемлемыми средствами. Каждый нестандартный детский поступок родители воспринимают с агрессией и сопротивлением, а любая неудача превращается в их глазах в катастрофу
мирового масштаба. Подобная реакция родителей, которые имеют серьезный авторитет в жизни ребенка, заставляет его замыкаться в себе.
Чем старше становятся дети, тем более независимы они от родителей и меньше остается у них необходимых для обсуждения с родителями поводов. В подростковом возрасте общение со взрослыми начинает
складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих
прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.
Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к
взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. В связи с
легкой ранимостью подростка для взрослого очень важно найти формы
налаживания и поддержания контактов. Подростку необходимо поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но
самому ему трудно начать столь близкое общение. Большое значение в
этот период имеют единые требования к подростку в семье. Для освоения подростком новой системы отношений важна аргументация требований, исходящих от взрослого. Простое навязывание требований, как
правило, отвергается.
Многие родители совершают ошибки, общаясь с детьми. Но
большинство родителей не хотят этого признать.
Типичные ошибки при общении:
- Призывы, команды: «Сейчас же перестань!», «Убери!», «Чтобы
больше я этого не слышала!», «Замолчи!». Родители, таким образом,
сообщают о том, что не желают вникнуть в проблемы ребенка, не хотят
оказать ему помощь в проявлении его самостоятельности. Такие слова
вызывают чувство бесправия, а то и «брошенности в беде». В ответ дети
обычно сопротивляются, «бурчат», обижаются, упрямятся.
- Предупреждения, предостережения, угрозы: «Если ты не прекратишь плакать, я уйду»; «Ещѐ раз это повторится, и я возьмусь за
ремень!». Чаще всего угрозы бессмысленны, так как не содержат информации о том, как можно исправить ситуацию.
- Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты обязан вести как подобает»; «Ты должен уважать взрослых». Обычно дети из таких фраз не
узнают ничего нового. Они лишь чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще всего всѐ вместе взятое.
- Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи ...», «Я бы на
твоѐм месте дал сдачи». Дети не склонны прислушиваться к подобным
советам, а иногда они открыто восстают. За негативными реакциями ребѐнка стоит желание быть самостоятельным, принимать решение самому. Каждый раз, советуя что-то ребѐнку, родители как бы сообщают
ему, что он ещѐ мал и неопытен, а они умнее его, имеют большой опыт,
знают всѐ наперѐд.
- Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции». В некоторых случаях мы говорим так: «Пора бы знать, что перед едой надо
мыть руки»; «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки»; «Сколь-
ко раз тебе говорила!». И здесь дети в лучшем случае перестают слушать взрослых.
- Критика, выговоры, обвинения: «На что это похоже!»; «Всѐ изза тебя»; «Зря я на тебя понадеялась». Никакой воспитательной роли
эти фразы не играют. Они вызывают у детей либо активную защиту: ответное нападение, отрицание, озлобление; либо уныние, подавленность,
разочарование в себе и в своих отношениях с родителями.
- Обзывание, высмеивание: «Плакса – вакса», «Какой же ты лентяй!». Всѐ это лучшие способы оттолкнуть ребѐнка и «помочь» ему
разувериться в себе. Как правило, в таких случаях дети обижаются и
защищаются: «Ну и буду таким».
- Догадки, интерпретация: «Я знаю, это всѐ из-за того, что ты
...»; «Наверное, опять подрался». За этим может последовать лишь защитная реакция, желание уйти от контакта.
- Выспрашивание, расследование: «Нет, ты всѐ-таки скажи»;
«Что же всѐ-таки случилось?»; «Я всѐ равно узнаю». Удержаться в разговоре от вопросов трудно. И всѐ же лучше постараться вопросительные
предложения заменить утвердительными. Например, вместо «Почему
ты злишься?» лучше сказать: «Я чувствую, что ты злишься». Для переживающего ребѐнка эта разница велика: вопрос звучит как холодное
любопытство, а утвердительная фраза – как понимание, сочувствие и
участие.
Сочувствие на словах, уговоры, увещевания: «Успокойся», «Не обращай внимания!», «Ничего страшного». Ребенок слышит в этом пренебрежение к его заботам, отрицание или преуменьшение его переживаний.
За многими трудностями взаимодействия с ребенком стоит
привычка определенным образом представлять себе ребенка, оценивать его особенности, привычка общаться с ним в определенной
манере.
В первые годы жизни ребенка родители постоянно с ним что-то
делают: кормят, одевают, купают, играют, разговаривают. С одной стороны, интенсивность общения очень значима для развития ребенка. С
другой стороны, повторяемость одних и тех же действий приводит к автоматизации общения. Родители перестают видеть себя со стороны, меняться во взаимодействии с ребенком. А он в это время растет и меняется очень быстро. Ребенок живет сам по себе, родители – сами по себе. В
какой-то момент накопившееся непонимание создает сложности в общении.
Можно выделить несколько общих моментов, стоящих за разными трудностями во взаимодействии родителей с детьми. Вопервых, это представление о ребенке как о маленьком (в смысле его несовершенства) взрослом. Родители, забыв свое детство, перестают ви-
деть в ребенке качественно другое существо: с другим телом, глазами,
внутренним миром, фантазиями, желаниями, страхами. Во-вторых, часто мешает представление о некоей норме, эталоне, выражающееся
словами: «все дети», «другие дети», «в его возрасте надо...» и т.п.
Глядя на своего ребенка, родители расценивают его индивидуальные
особенности как странные и неправильные. Наконец, сложным для родителей является осознание того, как отражаются в ребенке их собственные черты, проблемы.
Основные правила общения в семье
Нужно стремиться искать пути понимания и построения добрых
отношений.
Родители могут обеспечить их, становясь доступными для своих
детей, особенно когда у них возникают какие-то вопросы или они просто хотят поговорить.
Во время разговора с детьми родителям следует быть осторожными в том, что они говорят и как они это говорят. Все, что родители говорят своим детям, указывает на то, что они чувствуют по отношению к
своим детям.
Родителям необходимо постараться устранить такие проявления, как крик, наказание и кажущееся безразличие. Такое поведение мешает эффективному общению. Постоянно кричать на детей – это значит эмоционально их подавлять. Дети очень чувствительны и
остро реагируют на психологическое давление. Постоянный крик развивает в них отрицательные механизмы
защиты от родительской истерики: ребенок уходит в себя, становится
замкнутым или принципиально непослушным. Более того, может начать
принимать такое поведение, как само собой разумеющееся. Поэтому,
вероятней всего, будет вести себя подобным образом с другими детьми.
Многие родители общаются с детьми через наказание. Каждый родитель должен знать, что это самый разрушительный способ общения, вызывающий у детей вину, стыд, унижение. Возможно, родители добьются послушания, подчинения, но тем самым сделают из них инвалидов
общения с потерянным чувством собственного достоинства.
Не менее важно научиться общаться на уровне вашего ребенка.
Когда родители общаются со своими детьми, им важно спуститься до их
детского уровня как словесно, так и физически. Вербально родителям
нужно использовать соответствующий возрасту язык, который их дети
смогут понять без труда. С детьми младшего возраста это можно сделать, используя простые слова. Физически родители не должны, например, возвышаться над своими детьми во время разговора. Вместо этого
им следует опуститься вниз, чтобы стать примерно того же «роста», что
и их дети: стать на колени, присесть на корточки, сесть на стул, со-
Самая главная формула
успеха — знание, как обращаться с людьми.
Теодор Рузвельт
гнуться и т. д. Это обеспечит хороший зрительный контакт с ребенком,
который легче будет поддерживать в течение беседы, причем, если дети
смотрят прямо в лицо родителю (видят их взгляд), они будут меньше
бояться их слов.
Внимательно слушать – это навык, которому необходимо учиться
и практиковаться его использовать. Он является неотъемлемой частью
эффективного общения. Когда родители слушают своих детей, они выражают свой интерес к ним, увлеченность их высказываниями.
Для эффективного общения необходимо «двустороннее движение». Не только родители должны быть доступными и внимательно
слушать детей, но и у детей должна быть такая же возможность; а значит, родители всегда должны быть готовы поделиться своими мыслями
и чувствами. Выражая свои мысли и чувства, они могут многому
научить своих детей, например, ценностям и морали. Однако и здесь
родителям необходимо быть осторожными, чтобы не проявить осуждение или высокомерие. Вполне логично, что чем больше родители открываются своим детям, тем больше их дети будут открыты для них.
Планируйте и регулярно проводите семейные встречи или выделяйте время для общения. Есть один очень полезный инструмент общения для семей со взрослыми детьми – это регулярно запланированное
время для него. При этом можно использовать различные варианты.
Прежде всего, это семейный совет. Семейный совет может созываться,
например, раз в неделю и/или когда есть что-то, что семья должна обсудить вместе. Семьи могут использовать время для семейных встреч,
чтобы наладить повседневную жизнь, например, распределить работу
по дому или определить время отхода ко сну. Время семейного совета
можно использовать также для того, чтобы высказать обиды, жалобы,
недовольство и поговорить о существующих проблемах. Это время
можно провести и за разговором о позитивных моментах, которые произошли в течение последней недели. Важно то,
что каждому члену семьи дается время высказаться, чтобы его услышали другие члены семьи.
Помните: хорошие коммуникативные навыки способны принести пользу на всю жизнь.