Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году»

 

I. Общие положения.

II. Актуальные направления социальной, воспитательной и идеологической работы в 2023/2024 учебном году.

2.1. Идеологическое, гражданское и патриотическое воспитание.

2.2. Военно-патриотическое воспитание.

2.3. Духовно-нравственное воспитание.

2.4. Экологическое воспитание.

2.5. Воспитание    культуры    безопасности жизнедеятельности и навыков здорового образа жизни.

2.6. Воспитание психологической культуры.

2.7. Экономическое, трудовое и профессиональное воспитание.

2.8. Взаимодействие   учреждений    общего    среднего образования с семьей

2.9. Социально-педагогическая поддержка учащихся и психологической помощи.

 

I.  Общие положения

В данном инструктивно-методическом письме представлены приоритетные направления социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в новом учебном году.

Обращаем внимание, что все составляющие воспитания, предусмотренные Кодексом Республики Беларусь об образовании и Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, обязательны для реализации в учреждениях общего среднего образования. Мероприятия по реализации основных направлений работы определены Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021– 2025 гг.

К началу нового учебного года разработаны методические рекомендации по ведению программно-планирующей документации воспитания в учреждениях общего среднего образования (приложение 4).

Особое внимание при организации воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году необходимо уделить идеологическому, гражданскому, патриотическому и военно-патриотическому воспитанию, духовно-нравственному воспитанию, формированию здорового образа жизни и профилактике вредных зависимостей, организации взаимодействия с семьей.

При планировании воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования следует опираться на календарь государственных праздников, праздничных дней, памятных и праздничных дат (приложение 1). Целесообразно            продолжить                            практику        проведения                      единых                            уроков, посвященных   Дню   знаний   (1   сентября),    Дню    народного    единства (17 сентября), Дню Конституции (15 марта), 81-й годовщине трагедии в Хатыни (22 марта), Дню единения народов Беларуси и России (2 апреля), Дню Победы (9 мая), Дню семьи (15 мая). Информационно-методические материалы для их проведения будут размещены в разделе национального образовательного портала: https://vospitanie.adu.by/ / Организация воспитания / Единые уроки. Уроки Памяти.

Первый урок 1 сентября 2023 года в учреждениях общего среднего образования приурочен к Году мира и созидания и пройдет под названием

«Беларусь и Я – диалог мира и созидания».

При организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования необходимо обеспечить использование официальных источников правовой информации. Первоисточником достоверной и актуальной правовой информации является эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь, который формируется Национальным центром правовой информации Республики Беларусь и распространяется в составе информационно-поисковых систем (далее – ИПС) «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE» (www.etalonline.by). В данных системах представлен полный массив законодательства Республики Беларусь в актуальном состоянии, а также полезные материалы

 

правоприменительного характера (справочная информация, формы документов, аналитика, судебная практика и другое).

Для удобства использования правовой информации работниками сферы образования в профессиональной деятельности в ИПС «ЭТАЛОН» и

«ЭТАЛОН-ONLINE» функционируют и постоянно обновляются следующие тематические банки данных (далее – БД):

БД «Образование», который содержит правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере образования, вопросы получения образования различных ступеней и уровней, социальной поддержки и защиты обучающихся, организацию оздоровления детей, направления государственной молодежной политики, в том числе по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, акты международного сотрудничества в сфере образования, а также правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность педагогических работников;

БД «Права несовершеннолетних», в который включены документы, касающиеся правового положения детей, получения ими образования, осуществления трудовой деятельности, вопросов, связанных с профилактикой безнадзорности несовершеннолетних, их ответственности, а также правовые акты по противодействию торговле людьми;

БД «Правовые основы государственной идеологии», в котором систематизированы документы, касающиеся конституционных основ государственного устройства, деятельности общественных объединений, государственной информационной, социальной и молодежной политики и иных.

В целях формирования правовой культуры учащихся создан и функционирует Детский правовой сайт www.mir.pravo.by. Данный ресурс помогает понять учащимся, что такое право, и получить первоначальные юридические знания, рассказывает о законодательстве Республики Беларусь и правах граждан нашей страны.

При организации воспитательной работы рекомендуется использовать пособия с грифом «Рекомендовано научно-методическим учреждением

„Национальный институт образования Министерства образования Республики Беларусь“». Перечень учебных программ факультативных занятий воспитательной направленности, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь, содержится в приложении 2.

Учебные программы факультативных занятий воспитательной направленности, электронные версии получивших гриф пособий по воспитательной работе для учреждений общего среднего образования размещены в разделе национального образовательного портала: https://vospitanie.adu.by / Организация воспитания / Учебные программы факультативных занятий.

Обращаем внимание, что при организации дополнительного образования детей и молодежи в учреждениях общего среднего образования необходимо оформлять учебные программы дополнительного образования в соответствии с требованиями программно-планирующей документации дополнительного образования детей и молодежи.

Актуальную информацию, методические и сценарные разработки по организации социальной, воспитательной и идеологической работы содержат республиканские научно-методические журналы «Выхаванне і дадатковая адукацыя», «Здаровы лад жыцця», психологический и социально- педагогический журнал «Диалог», научно-практический и информационно- методический журнал «Веснік адукацыі».

 

II.   Актуальные направления социальной, воспитательной и идеологической работы в 2023/2024 учебном году

2.1.  Идеологическое, гражданское и патриотическое воспитание

2023 год объявлен Годом мира и созидания. Основной идеей проведения Года мира и созидания является укрепление в обществе идей мира и созидательного труда как главных условий развития белорусского государства. Исходя из этого, учреждениям образования при организации воспитательной работы следует акцентировать внимание на формировании у учащихся понимания важности мира и согласия в обществе, осознании роли их предков в достижении и сохранении мира на нашей земле, готовности к активным созидательным действиям на благо своей Родины. Учреждениям образования также рекомендуется запланировать участие в мероприятиях, обозначенных в Республиканском плане мероприятий по проведению в 2023 году Года мира и созидания (Постановление Совета Министров Республики Беларусь 01.02.2023 № 93).

25 февраля 2024 года будут проведены выборы депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, а также депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь. В рамках подготовки учащихся к осознанному выполнению роли избирателя в будущем учреждениям общего среднего образования необходимо предусмотреть проведение мероприятий по ознакомлению учащихся с избирательным законодательством Республики Беларусь, продолжить работу по привлечению учащихся к деятельности молодежных консультативно-совещательных органов (парламент, совет, палата) при законодательных (представительных) или исполнительных органах государственной власти Республики Беларусь, а также органов ученического самоуправления.

Рекомендуем использовать в образовательном процессе книгу «Детям о Конституции. Просто о главном» (авторы Василевич Г. А., Евдокимова Ю. В.), изданную в издательстве «Адукацыя і выхаванне», которая поможет учащимся младшего школьного возраста ознакомиться с основными положениями Конституции Республики Беларусь, правами и обязанностями граждан. В красочно иллюстрированном издании с помощью аналогий и ярких примеров из обыденной жизни учащиеся постигнут основополагающие нормы правовой грамотности, узнают о богатых законотворческих традициях нашего народа.

Для формирования у учащихся активной гражданской позиции, накопления у них опыта социально значимой деятельности учреждениям образования следует продолжить работу по привлечению учащихся к участию в мероприятиях и акциях гражданско-патриотической направленности, проводимых ОО «БРПО» и ОО «БРСМ».

Важным направлением идеологического воспитания остается работа по формированию у учащихся уважительного отношения к государственной символике. Следует уделить должное внимание поддержанию уголков государственной символики в учреждениях образования в надлежащем состоянии, исполнению Государственного гимна, использованию государственных символов при проведении торжественных собраний и мероприятий, приуроченных к знаменательным датам и государственным праздникам.

В 2023/2024 учебном году учреждениям образования следует продолжить работу по формированию у учащихся умений анализировать информацию о социальных явлениях и процессах, вести дискуссию по проблемам развития современного общества, в том числе посредством реализации информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» («ШАГ») для V–VII, VIII–XI классов. Рекомендации по реализации данного проекта в новом учебном году будут размещены в разделе национального образовательного портала: https://vospitanie.adu.by/ Организация воспитания / Школа Активного Гражданина. Информационные и методические материалы для организации мероприятий проекта будут размещаться на национальном образовательном портале ежемесячно.

К 2023/2024 учебному году разработано инструктивно-методическое письмо «Об изучении в учреждениях общего среднего образования материалов о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны». Письмо размещено на национальном образовательном портале (https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Инструктивно-методические письма).

В 2023/2024 учебном году значительное место должно быть отведено подготовке празднования 80-летия освобождения Беларуси от немецко- фашистских захватчиков. Учреждениям общего среднего образования особое внимание следует уделить организации внеурочных мероприятий, посвященных подвигу белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, проведению уроков Памяти с использованием информационно- аналитических материалов Генеральной прокуратуры Республики Беларусь о расследовании уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны; запланировать участие в тематических мероприятиях и акциях.

Методические рекомендации по освещению политики геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны с использованием информационно-аналитических материалов и документов по расследованию уголовного дела, представленных Генеральной прокуратурой Республики Беларусь, а также презентации размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Методические рекомендации, указания.

Обращаем внимание, что в рамках расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период Генеральной прокуратурой Республики Беларусь получены сведения, в том числе ранее неизвестные, о населенных пунктах, полностью либо частично уничтоженных в годы оккупации и не восстановленных после войны. В соответствии с заключением временной межведомственной рабочей группы, созданной распоряжением Премьер- министра Республики Беларусь от 01.12.2022 № 409р для изучения сведений, полученных в ходе расследования уголовного дела, «Хатынский список» дополнен 30 населенными пунктами, разделившими судьбу деревни Хатынь. Выяснено, что количество уничтоженных вместе с жителями и не восстановленных после войны деревень – не менее 270. Также выявлено, что количество уничтоженных полностью либо частично, в том числе вместе с жителями сельских населенных пунктов, – не менее 11 726.

При подготовке мероприятий по ознакомлению учащихся с политикой геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны можно использовать книгу «Последние свидетели». В ней изложены свидетельства десятков мирных жителей, партизан, очевидцев карательных операций и массовых расстрелов, приводятся данные и уточненные цифры из малоизвестных архивных документов. В ближайшее время издание поступит в книжные магазины ОАО «Белкнига», его возрастная категория – 12 +.

На протяжении учебного года необходимо продолжать работу по привлечению учащихся к деятельности по уходу и благоустройству воинских захоронений, памятников, обелисков, мемориальных комплексов (посадка деревьев, уход за парками, скверами, аллеями, увековечивающими память защитников Отечества и жертв войн), по созданию виртуальных маршрутов и карт-схем памятных мест военной истории, организации туристско- экскурсионной деятельности учащихся по памятным местам (мемориальным комплексам, музеям) с целью сохранения памяти о жертвах белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и другое.

В 2020–2022 гг. Национальным институтом образования в результате выполнения научных исследований были разработаны интерактивные дидактические материалы по изучению памятных мест Великой Отечественной войны. Материалы построены на использовании различных источников исторических знаний: исторических документов, биографических данных, литературно-художественных текстов, воспоминаний участников или свидетелей событий.

Разработанные материалы обеспечивают формирование у учащихся уважения к историческому прошлому нашей страны, патриотизма, чувства гордости за подвиг белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, стремление к изучению памятных мест, повышение учебной мотивации учащихся и их социальной активности. Разработанные материалы размещены на национальном образовательном портале в разделе

«Электронные образовательные ресурсы» (BoxApps).

На формирование исторической памяти, уважения к своему Отечеству, народу, языку, белорусской культуре, национальным традициям и обычаям направлена серия научно-популярных изданий гражданско-патриотической тематики для детей младшего школьного возраста «Я горжусь! / Я ганаруся!», подготовленная издательством «Адукацыя i выхаванне» по заказу Министерства образования Республики Беларусь, включающая   14   книг на белорусском и русском языках:

Страна, в которой я живу / Краiна, у якой я жыву.

Герб.   Флаг.   Гимн.   Государственные   символы   Республики Беларусь / Герб. Сцяг. Гiмн. Дзяржаўныя сiмвалы Рэспублiкi Беларусь.

Вечная память героям. Мемориалы Беларуси / Вечная памяць героям.

Мемарыялы Беларусi.

Белорусские      школьники – герои Великой Отечественной войны / Беларускiя школьнiкi – героi Вялiкай Айчыннай вайны.

Безмолвные свидетели истории / Маўклiвыя сведкi гiсторыi.

Достижения белорусского спорта / Дасягненні беларускага спорту.

Национальные парки и заповедники Беларуси / Нацыянальныя паркi i запаведнiкi Беларусi.

Рекомендации по использованию данной серии книг в образовательном процессе размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by

/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Методические рекомендации, указания.

Актуальной составляющей гражданского и патриотического воспитания остается формирование у учащихся чувства любви и привязанности к родным местам, интереса к истории своей малой родины, уважения к ее традициям и культуре. В этой связи учреждениям образования необходимо продолжить работу по следующим направлениям: организация туристско-экскурсионной и краеведческой деятельности (участие в экскурсиях, походах, ежегодных акциях и мероприятиях краеведческой направленности); активное использование при организации патриотических мероприятий ресурсов библиотек и музеев учреждений образования (напоминаем, что с виртуальными музеями учреждений образования страны можно ознакомиться на сайте Республиканского центра экологии и краеведения http://rcek.by в разделе «Музеи учреждений образования»).

Обращаем внимание, что Министерством образования Республики Беларусь и Национальным институтом образования с июня по ноябрь 2023 года проводится Республиканский музейный интернет-фестиваль «Время открытий». Цель фестиваля – содействие формированию исторической памяти, воспитанию гражданских и патриотических качеств подрастающего поколения. Информация о фестивале (положение, информационное письмо) будет размещена на главной странице национального образовательного портала https://adu.by.

Следует продолжить вовлечение учащихся в деятельность, направленную на благоустройство территории своего учреждения образования, улицы, населенного пункта, охрану историко-культурных и природных объектов. Также учреждениям образования рекомендуется принять участие в продолжающейся республиканской акции «Архивы – школе». Информация об условиях проведения акции размещена в разделе национального образовательного портала: https://vospitanie.adu.by / Организация воспитания / Конкурсы. Акции.

В апреле 2023 года состоялась ХХ Республиканская выставка научно- методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи, посвященная Году мира и созидания. В рамках выставки представлен лучший опыт работы по формированию у детей и молодежи гражданской ответственности, патриотизма, национального самосознания и гражданской идентичности. Обращаем внимание, что на сайтах областных институтов развития образования созданы разделы, обозначенные баннером

«XХ Республиканская выставка научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи», где размещены аннотированные каталоги материалов учреждений образования с активными ссылками, прикрепленными к названию каждой работы. Ссылки обеспечивают возможность просмотра и скачивания материалов. Соответствующий тематический раздел оформлен на национальном образовательном портале.

Важным направлением воспитательной работы остается формирование информационной культуры учащихся. Учреждениям общего среднего образования следует продолжать работу по развитию у учащихся критического мышления, умения оценивать информацию с точки зрения полноты и достоверности источника; обучению учащихся основам безопасности в сети Интернет и формированию культуры общения в социальных сетях; организации информационной воспитывающей среды учреждения образования (информационные стенды и другая визуальная информация в учреждении образования, сайт, страницы, группы, аккаунты учреждения образования в социальных сетях и другое).

В соответствии с Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2021–2025 гг. в новом учебном году запланировано проведение заключительного этапа проведения IХ республиканского конкурса на лучший проект по организации шестого школьного дня (далее – конкурс). Конкурс проводится в трех номинациях. Условия проведения конкурса размещены в приложении 5. Учреждениям образования   необходимо принять действенные меры   по подготовке к конкурсу на лучший проект по организации шестого школьного дня.

 

2.2.  Военно-патриотическое воспитание

В реализацию задач военно-патриотического воспитания учащихся в учреждении общего среднего образования включены все субъекты образовательного процесса. Центральной фигурой системы военно- патриотического воспитания является руководитель по военно- патриотическому воспитанию (далее – руководитель ВПВ).

При организации работы руководителя ВПВ важно использовать надежные и актуальные информационно-методические ресурсы, в том числе в Интернете.

С целью методического сопровождения деятельности названного специалиста    на    национальном    образовательном    портале    в    разделе «Организация    воспитания»    (https://vospitanie.adu.by/)    создана    вкладка «Руководителю            по            военно-патриотическому                                   воспитанию» (https://vospitanie.adu.by/rukovoditelyu-po-voenno-patrioticheskomu- vospitaniyu.html ), которая содержит информацию об отечественных интернет- ресурсах (ресурсных центрах, патриотических центрах, клубах и др.), а также ссылки на сборники, статьи и методические разработки. В 2023/2024 учебном году во вкладке размещены новые материалы – «Cтатьи в журнале „Веснік адукацыі“»,  «Республиканский семинар  „Основные  направления деятельности     руководителя по военно-патриотическому воспитанию   в учреждениях общего  среднего  образования“    (14.12.2022)».  С целью методического сопровождения военно-патриотического воспитания к новому учебному году издано и рекомендовано к использованию пособие – Военно- патриотическое    воспитание учащихся:   пособие   для  пед.  работников учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с белорус. и рус. яз. обучения / В. Г. Стуканов [и др.]. – Минск : Национальный институт образования, 2023. – 256 с. : ил.

Также будут полезны материалы книги Л. Кривоноса «Судьбой повенчаны с границей», изданной к 105-летию пограничной службы Республики Беларусь. Сборник из 35 художественно-документальных новелл рассказывает о современных пограничниках, проходящих службу в подразделениях белорусской границы. В контексте рассказов можно увидеть, как с 1991 года по настоящее время менялся облик государственной границы, совершенствовалась система ее охраны, формировалось законодательство, что было неразрывно связано с зарождением и становлением независимости Республики Беларусь.

При организации деятельности руководителя ВПВ необходимо использовать инструктивно-методическое письмо «Об организации работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию в учреждениях общего среднего образования», утвержденное в 2022 году (размещено в вышеуказанной вкладке). Целесообразно изъять устаревшее инструктивно-

 

методическое письмо с сайтов и интернет-ресурсов, разработанных руководителями ВПВ, документации. При осуществлении планирования важно помнить о необходимости включения в планы краткого аналитического отчета о деятельности за предыдущий учебный год, цели и задач военно- патриотического воспитания на учебный год. Некоторые планы определяют лишь направления деятельности, не содержат конкретных мероприятий с указанием формы организации, ответственных и сроков проведения. Единичные примеры подобных нарушений выявлены в ходе анализа организации идеологической и воспитательной работы и должны быть устранены.

Важным элементом системы военно-патриотического воспитания является деятельность знаменной группы, за организацию работы которой несет ответственность руководитель ВПВ. В 2023/2024 учебном году необходимо продолжить работу по совершенствованию мастерства действий участников знаменных групп. Важно постоянно совершенствовать строевые умения, стремясь к точности, четкости, синхронности и красоте движений. Целесообразно организовать обучение знаменных групп по строевой подготовке и выполнению ритуальных действий, обеспечить их участников необходимой экипировкой. Подробные рекомендации по организации деятельности знаменных групп в учреждениях общего среднего образования представлены в Приложении 3 к инструктивно-методическому письму.

В 2023/2024 учебном году необходимо продолжить работу по обновлению и оформлению экспозиций музеев, музейных комнат, посвященных подвигу белорусского народа, вопросам геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Особое внимание следует уделить проведению на базе музея воспитательных мероприятий военно- патриотической направленности, торжественных заседаний пионерской дружины, актива ОО «БРСМ» с приемом в состав первичных организаций новых членов. Эффективной формой работы является создание веб-сайта музея (веб-страницы на сайте учреждения образования). Целесообразно организовать оцифровку экспозиции, внедрение мультимедийных средств (видеофильмы, звуковые эффекты, компьютерные игры, интерактивные столы и тематические папки), разработку образовательных программ, которые помогают объединить материальную и виртуальную среду, вызвать сильные эмоциональные переживания у посетителей.

С целью повышения эффективности военно-патриотического воспитания следует активизировать взаимодействие с военно- патриотическими клубами, созданными на базе воинских формирований и учреждений образования, соответствующими ресурсными центрами, учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, военно- историческими музеями, ветеранскими организациями, структурными подразделениями РГОО «ДОСААФ». Это позволит создать условия для развития и самореализации учащихся, формированию у учащихся патриотического сознания и морально-психологических качеств, необходимых для защиты Отечества.

Для повышения эффективности военно-патриотического воспитания в учреждениях общего среднего образования целесообразно осуществить следующие меры:

шире использовать интерактивные формы и методы работы, информационные технологии, сервисы и инструменты (веб-квест, кроссворд, викторина, презентация, лента времени, интеллект-карта, мультимедийный лонгрид, инфографика, игра, ребус, тренажер, скринкаст, коллаж, скрайбинг, облако слов и другое);

организовать проведение мероприятий военно-патриотической направленности (музыкальные тематические, творческие программы и конкурсы, экскурсии, квесты, викторины и другие) для совместного участия учащихся и их законных представителей, в том числе в шестой школьный день;

обеспечить создание (обновление) экспозиций военно-исторической направленности в музеях, обновление оборудования, частичную цифровизацию музейных материалов и экспонатов;

активизировать работу по организации факультативных занятий, научно-исследовательских обществ учащихся, созданию объединений по интересам военно-патриотической направленности, вовлечению учащихся в их деятельность;

организовать проведение анализа качества военно-патриотического воспитания учащихся, используя критерии и показатели оценки работы руководителей по военно-патриотическому воспитанию (включены в инструктивно-методическое письмо «Об организации работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию в учреждениях общего среднего образования»), педагогическую диагностику (анкетирование, опросы, беседы, наблюдение и другое), систему обратной связи;

обеспечить создание и регулярное наполнение вкладки «Военно- патриотическое воспитание» на сайте учреждения образования.

 

2.3.  Духовно-нравственное воспитание

В 2023/2024 учебном году духовно-нравственное воспитание учащихся остается одним из приоритетных направлений воспитания. Целесообразность и актуальность духовно-нравственного воспитания учащихся обусловлена отраженной в Кодексе Республики Беларусь об образовании, Концепции и Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь необходимостью формирования разносторонне развитой, нравственно зрелой творческой личности.

Учреждениям общего среднего образования рекомендуется продолжить практику взаимодействия с Белорусской православной церковью (далее – БПЦ) по использованию потенциала традиционных идеалов и ценностей

в духовно-нравственном воспитании учащихся, формировании их мировоззрения. В этой деятельности следует опираться на Программу сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 20202025 годы, которая акцентирует особое внимание на консолидации усилий для использования потенциала православных традиций и ценностей в воспитании нравственно зрелой, духовно развитой личности, способной осознавать свою ответственность за судьбу Отечества, всего человечества, окружающего мира, быть хранительницей культурного наследия своего народа.

В практике деятельности доказали свою эффективность и могут быть рекомендованы такие формы взаимодействия и организации воспитательных мероприятий с участием представителей духовенства БПЦ как тематические встречи, круглые столы по духовно-нравственной тематике, диспуты, дискуссии, уроки духовности, циклы духовных встреч со священнослужителями, тематические родительские собрания, обучающие семинары, акции, просветительские и информационные мероприятия по формированию навыков ответственного поведения, нравственно- просветительские недели, фестивали православной культуры, благотворительные марафоны, лектории и другие.

Особое внимание следует уделять краеведению, которое позволяет прикоснуться к святыням родного края. В ходе знакомства учащихся с историческими памятниками белорусского народа целесообразно раскрывать не только их культурную, но и духовную значимость, роль и место в духовной жизни нашей страны.

Рекомендуется в учреждениях образования организовывать проектную и исследовательскую деятельность по изучению, выявлению и воссозданию святынь родного края. Результатом подобной работы могут стать фотовыставки, тематические фильмы и презентации, разработка новых туристических маршрутов. Эффективной формой духовно-нравственного воспитания является привлечение учащихся к работе по изучению и охране памятников истории и культуры, уходу за местами захоронений защитников Отечества.

В 2023/2024 учебном году необходимо продолжить работу по включению учащихся в благотворительную деятельность и волонтерское движение, содействующие формированию социальной активности и ответственности, уважительного отношения к старшим, милосердия, а также овладению навыками сотрудничества. Целесообразно организовать участие в акциях по оказанию помощи инвалидам, ветеранам войны и труда, несовершеннолетним узникам фашизма, поддержке детей из многодетных семей, детей с ограниченными возможностями и других. Благотворительные дела, творческая деятельность, созидательный труд дают учащимся возможность получить определенный жизненный опыт, проявить ценностные отношения, а в трудных ситуациях сделать нравственный выбор в пользу нравственных идеалов, благородных поступков, достойного окружения.

Для успешного духовно-нравственного воспитания важна включенность учащихся в жизнь региона: региональные благотворительные акции, конкурсы (например, на лучший социальный благотворительный проект

«Мы – вместе!»), региональные проекты, направленные на почитание старших, семьи, традиционных семейных ценностей, продвижение ответственного родительства, формирование в обществе уважительного отношения к правам и достоинству инвалидов, содействие позитивному восприятию и активной социальной роли инвалидов (например, региональный фестиваль семейного творчества «Жывiце ў радасцi», конкурс «Семья года» и другое); мероприятия, направленные на сохранение в обществе межконфессионального и межнационального мира и согласия, проявление уважения к религиозным традициям и культуре национальных общностей (например, региональный праздник «З народнымi традыцыямi ў новы век», «Жировичский фэст», Рождественский православный бал и другие).

В наступающем учебном году целесообразно продолжить реализацию факультативных занятий «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма» для учащихся V (VI), VI (VII) классов учреждений общего среднего образования. Факультативные занятия данной направленности призваны стать центром духовной жизни учреждения образования, побуждать учащихся к нравственному поведению, нравственному совершенствованию, нравственному поступку. Содержание отдельных тем факультативных занятий рекомендуется использовать при проведении внеклассных мероприятий по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.

В настоящее время существенно возрастает роль и количество ресурсных центров по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию учащихся. Такого рода центры, развивающиеся как единая система, функционируют в различных районах и всех регионах страны. Их работа направляется и координируется Республиканским ресурсным центром по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, действующим на базе государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» (далее – Академия), и получает отражение на соответствующей странице сайта Академии, в том числе посредством интерактивного атласа ресурсных центров.

Деятельность ресурсных центров следует направить на внедрение в практику эффективного опыта духовно-нравственного и патриотического воспитания, в том числе с участием представителей БПЦ; организацию повышения квалификации педагогических работников по данному направлению; подготовку методических, учебно-методических, информационно-аналитических материалов; оказание консультационной помощи педагогическим работникам; изучение, анализ и обобщение результативности работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию учащихся и др.

 

2.4.  Экологическое воспитание

В 2023/2024 учебном году следует продолжить работу по экологическому воспитанию учащихся, направленную на формирование у них экологической культуры, умений и навыков рационального природопользования, реализацию в учреждениях общего среднего образования социальных проектов с учетом регионального экологического компонента. Работа по экологическому воспитанию является вкладом в обеспечение экологической и биологической безопасности нашей страны.

При организации экологического воспитания следует помнить о том, что природа является важнейшим средством формирования у учащихся духовности, нравственности, патриотизма, эстетического вкуса, развития чувства прекрасного, саморазвития. Необходимо ориентировать учащихся на применение различных подходов к решению экологических проблем, воспитывать у них ответственность за сохранение природного наследия, формировать экологически приемлемые модели поведения, развивать опыт социально ответственной деятельности.

Планом мероприятий по реализации Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021–2025 гг. определены актуальные мероприятия в рамках экологического воспитания: проведение экологических акций, стартапов, волонтерских акций по развитию осознанного потребления и пользования ресурсами; мероприятия, направленные на энерго- и водосбережение, обращение с отходами, бережное отношение к лесному фонду страны; конкурсы по сбору вторичного сырья, популяризации раздельного сбора мусора и твердых бытовых отходов и другие. Информация о мероприятиях экологической направленности, условиях их проведения размещена на сайте Республиканского центра экологии и краеведения https://rcek.by .

В целях популяризации идей и ценностей устойчивого развития среди детей и молодежи с 2022 года для учащихся профильных классов педагогической направленности в учреждениях общего среднего образования реализуется Республиканский образовательный проект «Уроки устойчивого развития», организаторами которого являются Министерство образования Республики Беларусь и учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университета имени Максима Танка». Проект предполагает проведение еженедельных онлайн сессий с цифровыми уроками о Целях устойчивого развития, изучив которые участники смогут самостоятельно провести свои первые «устойчивые» уроки и познакомить с целями устойчивого развития учащихся своих школ. Рекомендуется активизировать работу в учреждениях общего среднего образования в направлении формирования у учащихся ценностей устойчивого развития.

 

2.5.  Воспитание    культуры    безопасности        жизнедеятельности и навыков здорового образа жизни 

Формирование навыков безопасного поведения, профилактика травматизма, сохранение жизни и здоровья учащихся остаются актуальным направлением воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году. Следует постоянно акцентировать внимание учащихся на правилах поведения в школе, быту и на улице, правилах пожарной безопасности, дорожного движения.

С целью обеспечения безопасности жизнедеятельности учащихся в учреждении общего среднего образования необходимо руководствоваться постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 3 августа 2022 г. № 227 «Об утверждении правил безопасности, правил расследования и учета несчастных случаев, произошедших с обучающимися».

Одним из аспектов воспитания культуры безопасной жизнедеятельности у учащихся является создание психологически безопасной среды в учреждении общего среднего образования. Вопросы формирования пространства доверия, безопасного, благополучного и психологически комфортного для получения знаний и развития творческих способностей учащихся, профилактики у них буллинга и суицидального поведения рассмотрены в готовящемся к изданию пособии для педагогических работников учреждений общего среднего образования Матюховой О. В. и др.

«Школа как пространство доверия».

Одним из важнейших направлений формирования здорового образа жизни у учащихся является спортивно-массовая и физкультурно- оздоровительная работа. Значимым событием в жизни нашей страны стало проведение с 5 по 13 августа в 11 городах Беларуси II Игр стран СНГ по 20 видам спорта (https://president.gov.by / События / Подписан Указ о подготовке и проведении в Беларуси II Игр стран СНГ).

Рекомендуется включить данное спортивное событие в тематику информационных и классных часов, отразить на информационных стендах, интернет-сайтах учреждений образования.

Актуальным направлением остается работа по формированию навыков здорового образа жизни. Процесс воспитания должен быть направлен на формирование у учащихся потребностей и устойчивых навыков здорового образа жизни, выработку отрицательного отношения к вредным привычкам, на укрепление физического, психического и нравственного здоровья учащихся.

В современных социальных условиях актуальность приобретает формирование у учащихся умения действовать в кризисной ситуации. Обращаем внимание, что готовится к изданию учебно-методический комплекс, подготовленный в соответствии с учебной программой факультативных занятий «Мое психологическое благополучие и помощь сверстникам в кризисной ситуации» для VIII (IX, X, XI) класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, который включает пособие для педагогов и рабочую тетрадь для учащихся учреждений общего среднего образования.

 

2.6. Воспитание психологической культуры, стремления к самопознанию и саморазвитию

Воспитание психологической культуры, стремления к самопознанию и саморазвитию является важнейшей составляющей целенаправленного процесса формирования разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности учащегося и заключается в создании условий:

для формирования умений и навыков эффективной адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности;

формирования познавательных и учебных интересов;

развития эмоционально-ценностной сферы, творческого потенциала и ресурсных возможностей;

развития коммуникативных способностей и коррекции личностного развития и поведения;

развития сферы представлений о себе как о личности; развития творческих способностей;

стимулирования процессов самопознания и самосовершенствования, стремления к самореализации;

стимулирования учебной мотивации и развития готовности к систематическому обучению;

расширения социальных представлений и ценностей и иное.

При планировании мероприятий по воспитанию психологической культуры, стремления к самопознанию и саморазвитию педагогическим работникам следует опираться на содержание соответствующего раздела Программы непрерывного воспитания детей   и   учащейся   молодежи на 20212025 годы.

Повышению эффективности и результативности мероприятий будет способствовать использование разнообразных научно обоснованных современных подходов, принципов, форм, методов и технологий организации воспитательной работы, учет возрастных особенностей, уровня развития, интересов, способностей, индивидуальных особенностей учащихся, опыта социального формирования личности, а также условий и специфики конкретного учреждения образования. Такие средства педагогической деятельности предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, диалогических методов общения, разнообразной творческой деятельности, совместное проектирование решения проблем, когда учащиеся учатся демократично общаться с другими людьми, критически и творчески мыслить, принимать обоснованные решения.

К организации и участию в мероприятиях по воспитанию психологической культуры, стремлению к самопознанию и саморазвитию целесообразно привлекать всех участников образовательного процесса. Так, только во взаимодействии классного руководителя, педагога социального, педагога-психолога, законных представителей учащихся, иных заинтересованных будет эффективна организация и проведение мероприятий, направленных:

на успешную адаптацию учащихся к изменившимся условиям обучения/воспитания;

развитие психологической устойчивости к негативным воздействиям социума;

снижение уровня агрессивности, тревожности;

урегулирование конфликтов и обучение навыкам конструктивного поведения и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;

информирование учащихся о «телефонах доверия», республиканской телефонной «горячей линии» по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию;

выявление и предупреждение суицидальных действий несовершеннолетних;

использование в работе с участниками образовательного процесса маркеров по выявлению разрушающего поведения несовершеннолетних;

формирование ценностного отношения к человеческой жизни; подготовку (поддержку) учащихся, относящихся к категории

высокомотивированных и одаренных, к участию в конкурсах, выставках, олимпиадах и других (п. 62–69 Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021–2025 годы).

С целью обеспечения условий для совершенствования профессиональной компетентности руководителей и специалистов учреждений образования по актуальным аспектам воспитания психологической культуры, стремления к самопознанию и саморазвитию учащихся Академией последипломного образования проводятся мероприятия в соответствии с Республиканским координационным планом мероприятий дополнительного образования педагогических работников.

 

2.7.  Трудовое, профессиональное и экономическое воспитание

Одной из задач трудового воспитания в 2023/2024 учебном году остается подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду через формирование основ культуры умственного и физического труда, осознание социальной значимости профессиональной деятельности, выработку трудолюбия, инициативности, стремления к достижению высоких результатов.

Разъяснение социальной значимости профессий в обществе и формирование мотивационной основы для профессионального самоопределения – основное направление профориентационной работы в современных условиях.

Планирование работы в 2023/2024 учебном году должно включать мероприятия по профессиональной ориентации учащихся, в том числе: профессиональное просвещение (профинформирование), профессиональную диагностику, профессиональное консультирование учащихся, целью которых является подготовка учащихся учреждений общего среднего образования к осознанному выбору профессии в соответствии со способностями и

 

потребностями общества. При этом особую роль играют внеучебные мероприятия ввиду большого разнообразия форм и методов их проведения («Школа профессионального самоопределения», «Лаборатория профориентации», «Профориентир» и иные). Особое внимание должно быть уделено качественному содержательному наполнению профориентационных мероприятий.

Рекомендуется внедрить в практику профориентационной работы участие учащихся в мероприятиях формата «Учащийся на день», предполагающих совместное обучение школьников и учащихся колледжей на протяжении учебного дня в учебно-производственных мастерских на занятиях производственного обучения по одной из специальностей под руководством преподавателей и мастеров учреждений профессионального образования. В рамках таких мероприятий учащимся старших классов предоставляется возможность увидеть изнутри учебный процесс в учреждениях образования, реализующих образовательные программы ПТО и ССО, посетить учебные занятия по профильным дисциплинам, ознакомиться с профессиями и специальностями.

Рекомендовано активное участие в Днях открытых дверей в различных учреждениях образования, Днях профориентации, «Профессиональных субботах», «ПрофКаникулах», включающих цикл различных практико- ориентированных образовательных мероприятий: профессиональные пробы по специальностям, профессионально-ориентированные мастер-классы, практикумы и прочие. Следует предоставить учащимся возможность

«примерить» на себя профессию, поучаствовать в мероприятиях, которые реализуются в условиях профессионального контекста, приближенных к реальной профессиональной деятельности по профессиям и специальностям.

Следует продолжить практику проведения экскурсий на предприятия (производственный туризм и промышленные экскурсии), практику проведения тематических встреч и круглых столов с профессионально успешными людьми, мероприятий, посвященных профессиональным праздникам и семейным профессиональным династиям.

Следует в полной мере использовать возможности допрофессиональной подготовки учащихся. Важным остается проведение информационно- разъяснительной работы, в том числе с помощью ресурсов сети Интернет.

Различные аспекты профориентационной работы учреждений образования, презентации эффективного педагогического опыта по данному направлению представлены в сборнике: Актуальные направления профориентационной работы в современном учреждении образования : материалы научно-практической конференции : [Электронный ресурс] / сост. А. В. Чернявская ; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск : АПО, 2023. – 323 с.

Особое внимание при планировании следует обратить на мероприятия по экономическому воспитанию, направленные на приобретение учащимися основ экономических знаний и дальнейший правильный выбор

 

специальности, что позволит им быстрее включиться в профессиональную деятельность, дать старт для профессионального и карьерного роста, предпринимательской деятельности. Особое внимание важно уделить формированию умений и навыков деловой активности, самостоятельной трудовой деятельности. Следует оказать помощь развитию молодежного предпринимательства через создание и функционирование учебных фирм, бизнес-компаний, стартапов и иных инициатив.

Одним из ожидаемых знаковых образовательных событий 2023 года станет проведение национального исследования качества образования (НИКО). Это новое для страны исследование, нацеленное на получение объективной информации о состоянии системы общего базового образования для принятия обоснованных управленческих решений. Каждый участник НИКО получит вариант работы, содержащий задания по двум областям функциональной грамотности (читательской и математической либо естественнонаучной и финансовой). Следует усилить работу по формированию финансовой грамотности учащихся, особое внимание уделив вопросам ведения семейного бюджета; защите прав потребителей финансовых услуг; особенностям страхования и кредитования; способам предотвращения мошеннических действий и другое.

В 2023/2024 учебном году будет возможна реализация учебной программы факультативных занятий «Основы финансовой грамотности» для V–VII классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования. Готовится к выпуску пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения «Основы финансовой грамотности. Факультативные занятия в 5-7 классах» (составители: Е. В. Столярова, И. В. Стефанович, А. А. Нестерова, В. М. Дедок, Л. А. Климович, В. С. Дейч) и пособие для учащихся учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения «Основы финансовой грамотности. Факультативные занятия в 5–7 классах» (составители: Е. В. Столярова, И. В. Стефанович, А. А. Нестерова, В. М. Дедок, Л. А. Климович, В. С. Дейч).

Учебно-методический комплекс «Основы финансовой грамотности. 5–7 классы» направлен на формирование у учащихся базовых знаний о финансовых концепциях, навыков разумного использования финансовых инструментов, эффективное планирование личного бюджета, обеспечение собственной финансовой безопасности, а также рациональных моделей финансового поведения и позитивного отношения к тем или иным финансовым вопросам и финансовым институтам. Обращаем внимание, что ранее разработан аналогичный УМК для 8–9 классов (https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы. / Обществоведение).

 

2.8.  Взаимодействие   учреждений    общего   среднего            образования с семьей 

Взаимодействие учреждений общего среднего образования с семьей следует рассматривать как процесс совместной деятельности по согласованию задач, форм и методов семейного и школьного воспитания. Целью взаимодействия является создание условий для успешной самореализации ребенка, его личностного роста, формирования мотивации к учению, сохранения физического и психического здоровья, социальной адаптации, гармонизация взаимоотношений между педагогами, учащимися и родителями, своевременное выявление проблем семейного воспитания.

Взаимодействие с семьей должно быть четко выстроенной системой, которая может включать следующие направления:

-  организация работы с семьями учащихся, требующими особого педагогического внимания;

-  изучение особенностей семейного воспитания;

-  коррекция детско-родительских отношений, консультирование законных представителей;

-  проведение мероприятий с семьей в рамках шестого школьного дня (4-я суббота месяца);

-  мероприятия, акции, музыкальные и конкурсные программы, тематические вечера, посвященные Республиканскому дню матери (14.10), Дню отца (21.10), Неделе семьи (Международному дню семьи) и другим праздничным и памятным датам;

-  проведение родительских собраний и конференций, мероприятий республиканского проекта «Родительский университет»;

-  участие законных представителей в работе родительского комитета, попечительского совета;

-  организация работы учительско-родительского патруля.

Классные руководители – ключевое звено в организации непосредственного взаимодействия с семьями учащихся. Именно они изучают особенности семейного воспитания, осуществляют педагогическую диагностику детско-родительских отношений, включены в процесс корректировки затруднений и нарушений.

В соответствии с обновленными Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию государственных органов, государственных и иных организаций при выявлении неблагоприятной для детей обстановки, проведении социального расследования, организации работы с семьями, где дети признаны находящимися в социально опасном положении, при обучении детей в учреждениях общего среднего образования изучение особенностей семейного воспитания классным руководителем осуществляется регулярно, рекомендуемая периодичность посещения несовершеннолетних на дому – 1 раз в год; чаще – при возникновении такой необходимости.

Посещение семей не должно носить формальный характер. Семьи учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов, семьи вновь прибывших в класс учащихся рекомендуется посетить до 1 ноября; семьи, знакомство с которыми уже состоялось ранее – до 1 января.

Осуществляя визит в семью, чтобы не создавать напряжения во взаимоотношениях с законными представителями учащихся, классному руководителю рекомендуется согласовать дату и время посещения. При посещении семей с целью изучения особенностей семейного воспитания несовершеннолетних составление классным руководителем актов обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего либо актов иного характера нецелесообразно.

Отметка о посещении учащихся на дому вносится классным руководителем в классном журнале (в разделе «Улiк арганiзацыйна- выхаваўчай работы» делается запись об изучении особенностей семейного воспитания учащегося с указанием его фамилии, имени, даты посещения на дому).

В   соответствии   с   Методическими   рекомендациями    по организации учреждениях образования индивидуальной профилактической работы с обучающимися (утв.   заместителем   Министра   образования А. В. Кадлубаем 01.02.2023 г.) соответствующая работа может быть организована по заявлению самого учащегося или его законных представителей. В этом случае разрабатывается программа индивидуальной профилактической работы, которая является системообразующим компонентом взаимодействия с несовершеннолетним и его законными представителями.            Программа            предусматривает                                         вовлечение несовершеннолетнего и его окружения в процесс преодоления проблемной ситуации, создание условий для освоения ребенком позитивного опыта разрешения проблем. Мероприятия программы, проведенные классными руководителями, регистрируются в соответствующей документации.

В 2023/2024 учебном году будет продолжена реализация республиканского проекта «Родительский университет» (далее – проект). Следует отметить системную работу по реализации проекта в большинстве учреждений образования. Вместе с тем в ряде УОСО проект реализуется формально, занятия охватывают малое количество родителей; в некоторых случаях план предполагает проведение родительских собраний, тематика и периодичность проведения которых не соответствует примерной программе реализации проекта, отсутствует должный контроль и координация реализации проекта.

В соответствии с инструктивно-методическим письмом «О реализации в учреждениях общего среднего образования республиканского проекта „Родительский университет“» на сайтах учреждений общего среднего образования должна быть создана и постоянно актуализироваться вкладка

«Родительский   университет»,    на    которой    размещается    информация о тематике, форме организации, времени проведения мероприятий проекта, памятки, буклеты, флайеры по темам занятий, вопросы для обсуждения, задания, требующие подготовки, фотоотчеты о проведении мероприятий.

Вместе с тем в ряде случаев вкладка содержит лишь план реализации проекта. Отдельные примеры вышеназванных нарушений выявлены в ходе анализа организации идеологической и воспитательной работы и должны быть устранены.

В разделе национального образовательного портала https://vospitanie.adu.by создана вкладка «Родительский университет» (https://vospitanie.adu.by/roditelskij-universitet.html), которая включает следующие разделы: примерная программа проекта «Родительский университет»; информационно-методические материалы для проведения занятий с родителями; рекомендации по реализации в учреждениях общего среднего образования республиканского проекта «Родительский университет»; каталог материалов для проведения занятий с родителями (на сайте https://roduniversitet.bspu.by). Следует отметить, что в течение 2022/2023 учебного года вкладка пополнялась новыми материалами и разработками.

Для использования в рамках вышеназванного проекта издано пособие Семейное   воспитание:    ребенок    –    младший    школьник    :    пособие для педагогических    работников    учреждений    общ.    сред.    образования с белорус. и рус. яз. обучения / В. В. Мартынова, Е. К. Погодина. – Минск : Национальный институт образования, 2023. – 176 с. – (Родительский университет).

При организации работы с родителями необходимо постоянно расширять диапазон интерактивных методов взаимодействия, которые позволяют повысить эффективность влияния педагога на родителей, прояснить родительские ожидания, представления, опасения.

 

2.9.  Социально-педагогическая поддержка учащихся и оказание им психологической помощи

Обеспечение социально-педагогической поддержки учащихся и оказание им психологической помощи является одним из основных требований к организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования. Социально-педагогическая поддержка учащихся и оказание им психологической помощи осуществляются в УОСО педагогом социальным и (или) педагогом-психологом.

Порядок социально-педагогической поддержки учащихся и оказания им психологической помощи утвержден постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.09.2022 № 328.

Круг обязанностей и объем работ, выполняемый конкретным специалистом,        уточняется        и        разъясняется        в        соответствии с квалификационными   требованиями   и   должностными    обязанностями 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих

«Должности служащих, занятых в образовании» (далее – ЕКСДС-28) в его должностной инструкции.

Для эффективной организации деятельности педагога социального, педагога-психолога при проведении заседаний методических формирований педагогов социальных, педагогов-психологов в 2023/2024 учебном году необходимо обеспечить изучение актуальных нормативных правовых документов.

Локальные акты местных исполнительных и распорядительных органов, разработанные для обеспечения социально-педагогической поддержки учащихся и оказания им психологической помощи, должны быть основаны на положениях и требованиях нормативных правовых актов и информационно- аналитических материалов Министерства образования.

Планирование деятельности по социально-педагогической поддержке учащихся     и     оказанию     им     психологической     помощи     размещены в инструктивно-методическом письме «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2022/2023 учебном году».

Создание в учреждениях образования воспитывающей среды, способствующей снижению количества правонарушений, препятствующей распространению в подростковой среде негативных социальных явлений, – главная цель педагогической деятельности по профилактике противоправного поведения учащихся.

Эффективными формами и методами работы по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних являются индивидуальное и групповое консультирование, проведение диспутов, решение проблемных задач и ситуаций духовно-нравственно и правового содержания, организация встреч с интересными людьми, работа военно-патриотических клубов, профильных лагерей, проведение туристических походов и другое.

Занятость подростков во внеучебное время является действенной профилактической мерой, способствующей получению первых трудовых навыков, дающей возможность сделать более осознанный выбор будущей профессии, создающей условия для самореализации и саморазвития учащегося.

В 2023/2024 учебном году необходимо принять действенные меры по обеспечению стопроцентной занятости несовершеннолетних в шестой школьный день, в каникулярный период с привлечением ресурсов учреждений дополнительного образования детей и молодежи, учреждений спорта и культуры, с использованием потенциала военно-патриотических клубов, возможностей детских и молодежных общественных объединений.

Работа с учащимися, нуждающимися в особом педагогическом внимании, позволит решить задачи их эффективной занятости во внеурочное время, более эффективно осуществлять процесс гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания (рекомендации «Методические аспекты совершенствования воспитательной работы в шестой школьный день»).

При этом следует предусмотреть организацию постоянного мониторинга и контроля занятости несовершеннолетних не только в учреждениях образования, но и в других учреждениях дополнительного образования.

Одним из важных направлений работы УОСО является профилактика суицидоопасного поведения несовершеннолетних и недопущение вовлечения детей и подростков   в   активные   деструктивные   сообщества   и игры. В инструктивно-методическом письме «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2022/2023 учебном году» размещены Методические рекомендации    по    организации    в    учреждении    образования    работы по профилактике суицидоопасного поведения обучающихся (приложение 5).

На сайте государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» в разделе «Методическое сопровождение воспитательной работы» педагогическим работникам предлагаются полезные информационно-методические материалы по актуальным аспектам обеспечения социально-педагогической поддержки учащихся и оказания им психологической помощи.

  •