Важные документы, устав

               
                                                      

 

 

 

УСТАВ

 

государственного учреждения образования

«Средняя школа № 21 имени Н.Ф.Гастелло г. Минска»

 

 

СТАТУТ

 

дзяржаўнай установы адукацыі

«Сярэдняя школа № 21 імя М.Ф.Гастэлы г. Мінска»

 

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Учреждение образования действует на основании Устава.

Настоящий Устав является новой редакцией Устава государственного учреждения образования «Средняя школа № 21 имени Н.Ф.Гастелло г. Минска» (далее – Школа), зарегистрированного в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 191127537 на основании решения Минского городского исполнительного комитета от 12 февраля 2011 года.

     Школа создана решением Минского городского исполнительного комитета от  27 июля 1954 г.

    Решением Минского городского исполнительного комитета от 21 февраля 2008 г. № 355 создано государственное учреждение образования «Средняя общеобразовательная школа № 21 имени Н.Ф.Гастелло г. Минска».

   Решением Минского городского исполнительного комитета  от 20 сентября 2011 г. № 2698 государственное учреждение образования «Средняя общеобразовательная школа № 21 имени Н.Ф.Гастелло г. Минска» переименовано в государственное учреждение образования «Средняя школа № 21 имени Н.Ф. Гастелло г. Минска».

      Полное наименование Школы:

на белорусском языке: дзяржаўная ўстанова адукацыі «Сярэдняя школа № 21 імя М.Ф.Гастэлы г. Мінска»;

на русском языке: государственное учреждение образования «Средняя школа № 21 имени Н.Ф.Гастелло г. Минска».

Сокращенное наименование Школы:

на белорусском языке – Сярэдняя школа № 21 імя М.Ф.Гастэлы г. Мінска;

на русском языке – Средняя школа № 21 имени Н.Ф.Гастелло г. Минска.

2. Место нахождения Школы (юридический адрес): 220029, г. Минск, ул.  Куйбышева, 19.

3. Учредителем Школы является Управление по образованию администрации Центрального района г. Минска (далее – Учредитель). Юридический адрес Учредителя: 220005, г. Минск, проспект Машерова, 3

4.В своей деятельности Школа руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Гражданским кодексом Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением об учреждении общего среднего образования, иными актами законодательства Республики Беларусь и настоящим Уставом.

5.Школа является юридическим лицом, имеет расчётный и другие счета в банках, открываемые в установленном законодательством Республики Беларусь порядке, печать и бланки документов со своим наименованием, штамп со своим наименованием.

6.Школа создана в форме учреждения образования на основе коммунальной собственности, является некоммерческой организацией, финансируемой из местного бюджета, и входит в систему общего среднего образования.

7. Тип учреждения образования – учреждение общего среднего образования, вид – средняя школа.

8. Основными направлениями деятельности Школы являются:

обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан в сфере образования;

обеспечение доступности образования, в том числе лицам с особенностями психофизического развития;

создание необходимых условий для удовлетворения запросов личности в образовании;

деятельность по осуществлению воспитания, в том числе по формированию у учащихся духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия.

9.Основным языком обучения и воспитания в Школе является русский язык. С учётом пожеланий учащихся (законных представителей несовершеннолетних учащихся) в Школе могут быть открыты классы с белорусским языком обучения.

10.Обязательный для изучения иностранный язык – английский. По решению учредителя, с учётом возможностей Школы, могут открываться классы (группы) с изучением другого иностранного языка.

Школа может предоставлять возможность для изучения учащимися других иностранных языков на факультативных занятиях, а также на занятиях по дополнительному образованию на платной основе в порядке, определённом актами законодательства Республики Беларусь.

11.В учреждении образования могут создаваться специализированные по спорту классы.

12.Предметом деятельности Школы является образовательная деятельность и иная деятельность, осуществляемая в сфере образования по реализации образовательных программ начального, базового, среднего образования, программы воспитания детей, программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, а также программы воспитания и защиты прав и законных интересов учащихся, находящихся в социально опасном положении.

13.Школа может осуществлять следующие виды деятельности в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утверждённым постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 05 декабря 2011 года № 85:

85200   начальное образование;

85310   общее среднее образование;

85590   прочие виды образования, не включенные в другие группировки;

85600   вспомогательные образовательные услуги;

91011   деятельность библиотек;

91020   деятельность музеев;

93110    деятельность физкультурно-спортивных сооружений;

68200   сдача внаем собственного и арендуемого недвижимого имущества;

85510   образование в области физической культуры, спорта и отдыха;

85520   образование в области культуры;

94200   деятельность профессиональных союзов

иные виды, не противоречащие законодательству Республики Беларусь.

14.Целью деятельности Школы является формирование гражданственности и патриотизма, интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и профессиональное развитие личности учащегося, формирование у него знаний, умений, навыков и компетенций.

ГЛАВА 2

ИСТОЧНИКИ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА ШКОЛЫ  

 

15.       Материально-техническую базу Школы составляют земельный участок, здание школы, здание мастерских, оборудование и иное имущество. Для организации образовательного процесса учащихся может использоваться материально-техническая база  других организаций в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

16.       Имущество Школы находится в собственности Минского городского исполнительного комитета (далее – Мингорисполком).

17.           Имущество передано Школе на праве оперативного управления. Школа не вправе без согласия собственника отчуждать или иным способом распоряжаться закреплённым за ней имуществом и имуществом, приобретённым за счёт средств, выделенных ей по бюджетной смете.

18.       Школа не вправе выступать гарантом или поручителем перед банками – кредиторами юридических лиц негосударственной формы собственности и физических лиц по использованию этими лицами своих обязательств возврата полученных кредитов.

19.       Организация бухгалтерского учёта осуществляется путём её передачи на договорных началах централизованной бухгалтерии Учредителя.

20.       Школа может иметь самостоятельный баланс. Бухгалтерский учёт может осуществляться путём создания в Школе бухгалтерской службы как структурного подразделения, возглавляемого главным бухгалтером.

21.       Школа может осуществлять платную образовательную деятельность по оказанию дополнительных образовательных услуг, не финансируемых из бюджета.

22.       Дополнительными источниками финансирования Школы являются:

доходы, полученные от оказания платных образовательных услуг, аренды помещений;

средства попечительского совета;

безвозмездная (спонсорская) помощь.

Спонсорами Школы могут быть учреждения, организации, а также частные лица, заинтересованные в ее становлении и развитии.

23.           Денежные средства, полученные в результате осуществления хозяйственной деятельности, в том числе оказания платных услуг, поступают в самостоятельное распоряжение Школы, учитываются и расходуются по сметам, утверждаемым в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.

24.           Укрепление, обновление и развитие материально-технической базы Школы осуществляются за счет бюджетных средств, а также средств, полученных в результате оказания платных образовательных услуг, добровольных пожертвований организаций, физических и юридических лиц, иных видов деятельности, не противоречащих актам законодательства Республики Беларусь.

 

ГЛАВА 3

ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ.

СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

25.           Управление Школой осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением об учреждении общего среднего образования, иными актами законодательства Республики Беларусь и настоящим уставом и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.

26.           Непосредственное управление школой осуществляет руководитель учреждения образования (далее - директор Школы), который назначается на должность и освобождается от занимаемой должности учредителем учреждения образования либо уполномоченным им органом.

27.           Директор школы:

действует от имени Школы без доверенности и несет ответственность за результаты своей деятельности;

издает приказы и другие распорядительные документы, подписывает и утверждает их; заключает договоры, выдает доверенности, открывает счета в банках в пределах своих полномочий;

осуществляет прием и увольнение работников, утверждает их должностные (рабочие) инструкции.   

28.           Иные полномочия директора Школы устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства Республики Беларусь.

29.           Директор Школы в управленческой деятельности взаимодействует с органами самоуправления Школы.

30.           Основным органом самоуправления Школы является педагогический совет, возглавляемый директором Школы.

31.           В Школе могут создаваться совет, попечительский совет, родительский комитет, ученический совет.  

Положения о данных органах самоуправления утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.

Компетенция, состав и организация деятельности данных органов самоуправления определяются в соответствии с действующими актами законодательства Республики Беларусь.

32.           В целях социального становления, развития и самореализации работников Школы, охраны и защиты их прав и законных интересов члены трудового коллектива в соответствии с актами законодательства могут формировать первичную профсоюзную организацию, которая выбирает профсоюзный комитет, являющийся представителем работников школы и действующий на  принципах социального партнёрства.

33.           Коллегиальным органом, полномочным принимать решения в сфере трудовых отношений и общественной деятельности трудового коллектива Школы, является общее собрание трудового коллектива.

34.           Общее собрание трудового коллектива рассматривает и принимает решения по вопросам:

обсуждения и утверждения коллективного договора между руководителем и профсоюзным комитетом Школы;

деятельности профсоюзного комитета и выборов его членов;

выборов представителей в органы самоуправления Школы, членов аттестационной комиссии;

организации проведения субботников;

проведения подписки на методическую литературу и периодические издания;

создания и деятельности общественных организаций (объединений);

изучения нормативных правовых актов и участия в общественно-политических мероприятиях;

принятия локальных правовых актов;

иного характера, относящимся к деятельности трудового коллектива.

При рассмотрении вопросов, относящихся к педагогической деятельности, и случаях, определённых нормативными документами, на общем собрании присутствуют только педагогические работники.

Решения общего собрания обязательны для исполнения членами трудового коллектива. 

 

ГЛАВА 4

ПОЛНОМОЧИЯ УЧРЕДИТЕЛЯ ШКОЛЫ

 

35.           Учредитель в рамках своей компетенции:

осуществляет контроль за обеспечением качества общего среднего образования, охраны детства в Школе;

подбирает кандидатуру и осуществляет деятельность по назначению на должность директора;

организует повышение квалификации и переподготовку директора и специалистов Школы;

принимает решение об изменении вида, реорганизации и ликвидации Школы в порядке, предусмотренном действующим законодательством Республики Беларусь;

в случае прекращения деятельности Школы принимает меры по переводу учащихся с их согласия, согласия законных представителей несовершеннолетних учащихся в другие учреждения образования, реализующие соответствующие программы, в порядке, предусмотренном действующим законодательством Республики Беларусь;

определяет язык обучения и воспитания, обязательный для изучения иностранный язык в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь;

согласовывает учебные планы Школы;

обеспечивает Школу учебниками, учебными пособиями, учебно-методическими и другими средствами обучения, основной школьной документацией;

формирует материально-техническую базу Школы в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Беларусь;

обеспечивает обновление и развитие материально-технической базы Школы;

согласовывает внесение изменений и дополнений в штатное расписание Школы;

осуществляет полномочия распорядителя бюджетных средств.

 

ГЛАВА 5

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ

 

36.           Образовательная деятельность Школы строится на основе принципов государственной политики в области образования, образовательных стандартов, современных образовательных и информационных технологий и на педагогически обоснованном выборе форм, методов, средств обучения и воспитания, учитывающих культурные традиции и ценности белорусского народа, других национальных общностей страны,  достижения мировой культуры, а также в соответствии с целями и задачами Школы, с учетом интересов и способностей учащихся, их опыта.

Обучение, воспитание и развитие учащихся обеспечиваются педагогическим коллективом во взаимодействии с законными представителями учащихся, иными заинтересованными организациями.

37.           Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением об учреждении общего среднего образования, учебно-программной документацией и включает в себя теоретическое и практическое обучение, самостоятельную работу, воспитательную работу, аттестацию учащихся.

38.           Основные требования к организации образовательного процесса:

обеспечение качества образования;

компетентностный подход;

охрана жизни и здоровья учащихся;

соблюдение установленных продолжительности учебного года и каникул, сроков и форм аттестации учащихся;

соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;

создание безопасных условий при организации образовательного процесса. Требования к мерам безопасности при организации образовательного процесса устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь;

 обеспечение социально-педагогической поддержки учащихся и оказание им психологической помощи;

оказание педагогической поддержки детским и молодёжным общественным объединениям;

создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития.

          39.     В Школе реализуются образовательные программы основного

образования (общего среднего) и образовательные программы специального

образования следующих видов:

образовательную программу начального образования;

образовательную программу базового образования;

образовательную программу среднего образования;

образовательная программа специального образования на уровне

общего среднего образования;

образовательная программа специального образования на уровне

среднего образования для  лиц с интеллектуальной недостаточностью.

          В Школе также может реализовываться образовательная  программа дополнительного образования детей и молодежи, по направлениям и профилям, установленным Кодексом, а также программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.

40.               Образовательный процесс при реализации программы общего среднего образования осуществляется в классах, группах или индивидуально.

В классы объединяются учащиеся, как правило, одного возраста для обучения и воспитания по соответствующим учебным планам и учебным программам.

Открытие классов осуществляется в зависимости от количества учащихся и с учётом экономической целесообразности.

Наполняемость классов в Школе должна соответствовать требованиям санитарных норм, правил и гигиенических нормативов. Решение о наполняемости классов в Школе принимает Учредитель.

При реализации образовательных программ общего среднего образования классы могут делиться на группы в случаях и порядке, определяемых Положением об учреждении общего среднего образования.

41.           Образовательный процесс может осуществляться индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом. Порядок организации учебного процесса индивидуально определяется Положением об учреждении общего среднего образования.

42.           Школа – учреждение общего среднего образования, обеспечивающее обучение и воспитание на I, II и III ступенях общего среднего образования в следующие сроки:

I ступень – начальное образование (I – IV классы) – 4 года;

II ступень – базовое образование (V – IX классы) – 5 лет;

III ступень – среднее образование (X – XI классы) – 2 года.

I и II ступени общего среднего образования составляют общее базовое образование.

I, II и III ступени общего среднего образования составляют общее среднее образование.

Срок обучения в школе – 11 лет.

Форма получения образования в школе – очная.

43.           На I ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа начального образования, освоение содержания которой является обязательным.

Начальное образование даёт право на продолжение образования на II ступени общего среднего образования.

44.           На II ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа базового образования, освоение содержания которой является обязательным.

 Общее базовое образование даёт право на продолжение образования на III ступени общего среднего образования, а также на уровнях профессионально-технического, среднего специального образования.  

45.           На III ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа среднего образования, освоение содержания которого является обязательным.

 Общее среднее образование даёт право на продолжение образования на уровнях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

Требование обязательности общего среднего образования сохраняется до достижения лицом возраста восемнадцати лет, а также для лиц, достигших такого возраста и осваивающих содержание образовательной программы среднего образования.

При этом требование обязательности общего среднего образования не распространяется на лиц, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

46.           В учреждении с целью оказания коррекционно-педагогической помощи лицам, осваивающим содержание образовательной программы общего среднего образования, и имеющим стойкие или временные трудности в их освоении, может функционировать пункт коррекционно-педагогической помощи. Коррекционно-педагогическая помощь в пункте оказывается учителем-дефектологом в форме занятий, направленных на исправление нарушений физического и (или) психического развития обучающихся, активизацию их познавательной деятельности, нормализацию учебной деятельности.

Деятельность осуществляется на основании нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь                         

47.           Образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью в классах интегрированного обучения и воспитания организуется в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования с учетом особенностей, указанных в главах 59 и 60  Кодекса Республики Беларусь об образовании.

48.           В учреждении образования могут создаваться классы, в которых осуществляется изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения.

49.           На III ступени общего среднего образования при освоении содержательной программы среднего образования в Школе может осуществляться профильное обучение, которое предусматривает изучение отдельных предметов на повышенном уровне и проведение факультативных занятий профессиональной направленности (профессионально ориентированных курсов) для ориентации на получение  педагогических и иных специальностей.

При реализации профильного обучения на III ступени общего среднего образования в Школе возможно:

объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне одинаковые учебные предметы;

объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне разные учебные предметы (физика-математика, русский – английский языки, обществоведение, химия -биология).

Порядок и особенности открытия и функционирования в Школе профильных классов на III ступени общего среднего образования регулируется законодательством и нормативными правовыми актами Министерства образования Республики Беларусь.

50.           Учащиеся с учетом мнения их родителей или других законных представителей, исходя из склонностей, желаний и состояния здоровья могут изучать отдельные учебные предметы на повышенном уровне на факультативных занятиях в пределах учебных часов компонента Школы.

51.           Факультативные занятия, как правило, проводятся до начала либо после завершения учебных занятий. Факультативные занятия в V-XI классах могут проводиться в шестой школьный день.

52.           Образовательный процесс в Школе организуется по учебным годам. Учебный год делится на четверти. Продолжительность учебного года устанавливается с 1 сентября по 31 августа. Учебные занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая включительно, а для учащихся IX и XI классов – с 1 сентября по 25 мая.

Если указанные даты приходятся на нерабочий день, то начало (окончание) учебного года, учебных занятий переносится на последующий (предшествующий) рабочий день.

53.           Для учащихся устанавливаются каникулы на протяжении учебного года и летние каникулы.

Общая продолжительность каникул на протяжении учебного года должна быть не менее тридцати календарных дней, для учащихся I и II классов – не менее тридцати семи календарных дней.

Продолжительность летних каникул должна быть не менее 12 календарных недель. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, завершивших обучение и воспитание в IX классе на II ступени общего среднего образования, продолжительность летних каникул должна быть не менее 10 календарных недель.

54.           Начало и завершение четвертей, каникул ежегодно до начала учебного года устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь.

55.           Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования, образовательные мероприятия, а также воспитательная работа с учащимися во внеучебное время организуются в режиме шестидневной недели, которая включает в себя пятидневную учебную неделю и шестой школьный день.

Учебные занятия, а также факультативные занятия при реализации образовательной программы начального образования проводятся в режиме пятидневной учебной недели.

Учебные занятия при реализации образовательной программы базового образования, образовательной программы среднего образования проводятся в режиме пятидневной учебной недели. В режиме шестидневной недели могут реализовываться образовательные программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X–XI классов. В шестой школьный день проводятся мероприятия по реализации основных направлений воспитания, в том числе спортивно-массовые, туристические мероприятия, экскурсии.  

56.           Формами организации образовательного процесса в Школе являются учебное занятие, занятие. Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования является учебное занятие. К учебным занятиям относятся урок, наблюдение, учебное проектирование, экскурсия, учебно-полевые сборы и иные учебные занятия. К занятиям относятся дополнительно проводимые к учебным занятиям факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, коррекционные занятия (для учащихся из числа лиц с особенностями психофизического развития), практические занятия, общественно полезный труд.

Учебные занятия, занятия могут проводиться по сменам.

Учебное проектирование – учебные занятия, предполагающие самостоятельную деятельность учащегося или группы учащихся для практического решения научной, технической, художественной, социальной или иной значимой проблемы с последующим публичным представлением и обсуждением результатов.

Учебно-полевые сборы – учебные занятия, направленные на формирование умений и основ культуры воинской службы, необходимых для освоения обязанностей защитника Отечества.

В соответствии с запросами учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся и возможностями Школы факультативные занятия могут быть естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, профориентационной и иной направленности, а также могут способствовать физическому развитию учащихся, совершенствованию их двигательной активности.

Стимулирующие занятия – занятия, направленные на развитие творческих способностей одаренных и талантливых учащихся.

Поддерживающие занятия – занятия, направленные на преодоление трудностей в изучении учебных предметов (отдельных тем учебных предметов). 

Практические занятия – занятия, направленные на овладение определенными видами профессиональной деятельности.

Общественно полезный труд – занятия, направленные на формирование у учащихся трудовых умений и навыков.

57.           При проведении учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» класс, как правило, делится на группы мальчиков (юношей) и девочек (девушек), наполняемость которых определятся Положением об учреждении общего среднего образования или его виде.

58.           В Школе в порядке, определяемом  учреждением образования, проводятся образовательные мероприятия (олимпиады, конкурсы, турниры, фестивали, семинары, конференции, иные мероприятия) в целях выявления и поддержки одаренных и талантливых учащихся с учетом многообразия их интересов и возможностей, содействия взаимопониманию и сотрудничеству между участниками образовательного процесса.

59.               В Школе для оказания помощи семье в обучении и воспитании обучающихся, создания условий для развития творческих способностей обучающихся могут быть открыты группы продленного дня для учащихся  I - IX классов, положение о которых утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

60.           Ежедневное количество учебных занятий в Школе и их последовательность определяется расписанием учебных занятий, которое составляется с учетом требований санитарных правил, норм, гигиенических нормативов. Расписание учебных занятий утверждается директором Школы.

61.           Длительность учебных занятий в I классах - 35 минут, во II – XI – 45 минут.

62.           Продолжительность перемен между учебными занятиями определяется исходя из конкретных условий труда Школы, необходимости организации питания учащихся и их отдыха в соответствии с требованиями санитарных правил, норм, гигиенических нормативов.

63.           Школа ведёт учёт детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, в порядке, определённом Правительством Республики Беларусь.

64.           Общие требования к приёму лиц для получения общего среднего образования:

 местные исполнительные и распорядительные органы закрепляют за Школой (для получения общего базового образования) территорию соответствующей административно-территориальной (территориальной) единицы в целях обеспечения проживающим на этой территории гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые имеют равное с гражданами Республики Беларусь право на получение общего среднего образования, доступа к его получению.

Преимущественное право при приеме (зачислении) в Школу имеют лица, проживающие на территории, за которой закреплено соответствующее учреждение образования. В приеме (зачислении) в Школу лицу, проживающему на территории, за которой закреплено это учреждение образования, может быть отказано только по причине отсутствия в нем свободного места. При наличии свободных мест в Школу могут приниматься (зачисляться) лица независимо от места их жительства. Сроки и порядок приема (зачисления) в школу на свободные места лиц, не проживающих на территории, за которой закреплено соответствующее учреждение образования, определяются Положением об учреждении общего среднего образования или его виде.

В случае отсутствия свободного места в Школе лицо, законный представитель несовершеннолетнего лица, проживающие на территории, за которой закреплено это учреждение образования, обращаются в иное учреждение образования или структурное подразделение местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющее государственно-властные полномочия в сфере образования на территории административно-территориальной (территориальной) единицы по месту проживания лица, законного представителя несовершеннолетнего лица.

65.           Прием (зачисление) лица, достигшего возраста четырнадцати лет, в Школу для получения общего среднего образования осуществляется на основании его заявления и с согласия одного из его законных представителей при предъявлении свидетельства о рождении или документа, удостоверяющего личность, медицинской справки о состоянии здоровья, справки об обучении, если иное не установлено  Кодексом Республики Беларусь об образовании.

От имени несовершеннолетнего лица заявление может быть подано его законным представителем.  

66.           Прием (зачисление) лиц в Школу для освоения содержания образовательной программы начального образования осуществляется по достижении этими лицами на начало учебного года возраста шести лет или по желанию одного из законных представителей несовершеннолетнего лица с более позднего возраста. По заявлению одного из законных представителей несовершеннолетнего лица при наличии решения педагогического совета допускается прием (зачисление) в I класс лица, которому шесть лет исполняется в текущем календарном году.

67.           Для учащихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать Школу, создаются условия для освоения содержания образовательных программ общего среднего образования на дому. Перечень медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому определяется Министерством здравоохранения.

68.           Образовательный процесс для освоения учащимся содержания соответствующей образовательной программы общего среднего образования на дому организуется  Школой по месту жительства (месту пребывания) учащегося или  учреждением образования, в котором он обучался до возникновения медицинских показаний для получения общего среднего образования при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования на дому.

 В целях социализации учащегося, осваивающего содержание соответствующей образовательной программы общего среднего образования на дому, учебные занятия могут организовываться на дому или в сочетании учебных занятий на дому и в учреждении образования, организовавшем обучение и воспитание на дому.

69.           Решение об освоении содержания соответствующей образовательной программы общего среднего образования на дому, организации учебных занятий на дому или на дому и в Школе принимается структурным подразделением местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющим государственно-властные полномочия в сфере образования по месту жительства (месту пребывания) учащегося, на основании заявления учащегося, законного представителя несовершеннолетнего учащегося и заключения врачебно-консультационной комиссии.

70.           Порядок организации освоения содержания образовательных программ общего среднего образования на дому определяется Министерством образования по согласованию с Министерством здравоохранения.

71.           Учащиеся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, кроме экстернов, проходят текущую, промежуточную и итоговую аттестацию по учебным предметам, модулям учебного плана учреждения образования.

 При проведении промежуточной и итоговой аттестации осуществляется оценка поведения учащихся, которая выражается следующими характеристиками: «примерное», «удовлетворительное», «неудовлетворительное». Критерии оценки поведения учащихся определяются Министерством образования.

72.           Получение общего базового и общего среднего образования завершается выпускными экзаменами, которые проводятся в соответствии с требованиями, установленными Министерством образования Республики Беларусь.

73.           Учащимся, успешно завершившим общее базовое образование, выдается свидетельство об общем базовом образовании, а учащимся, которые добились особых успехов в учебе при примерном поведении – свидетельство об общем базовом образовании с отличием.

Выпускникам Школы, освоившим образовательные программы общего среднего образования, выдается аттестат об общем среднем образовании.

Выпускники Школы за отличные успехи в учебе и примерное поведение награждаются золотыми, серебряными медалями с вручением аттестата особого образца, а за особые успехи в изучении отдельных предметов – похвальными листами.

74.           Трудовая деятельность учащихся может включать общественно-полезный труд, сферу социальной помощи, временное трудоустройство, работу в различных трудовых объединениях в течение учебного года и в каникулярное время.

75.           Образовательный процесс по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка» может быть организован на базе Центра допризывной подготовки, определённого Учредителем.

76.           Учащиеся, пропустившие более 45 учебных дней по болезни или в связи с переездом на новое место жительства, могут быть оставлены на повторный год обучения по заявлению их законных представителей и решению педагогического совета школы.

77.           Учащийся, который самостоятельно усвоил материал, предусмотренный учебными программами по учебным предметам соответствующего (следующего) класса, или учащийся, который обучался по индивидуальному учебному плану, может быть досрочно переведен в следующий класс в порядке, установленном Министерством образования Республики Беларусь.

78.           Школа на основании статьи 3, пункта 5 Кодекса Республики Беларусь об образовании  обеспечивает реализацию права на получение общего среднего образования несовершеннолетними иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно проживающими в Республике Беларусь, а также несовершеннолетними иностранными гражданами и лицами без гражданства, которым предоставлены статус беженца или дополнительная защита в Республике Беларусь либо которые ходатайствуют о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь.

79.           Порядок проведения аттестации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших на постоянное или временное проживание либо временно пребывающих на территории Республики Беларусь на законных основаниях, и граждан Республики Беларусь, пребывавших на территории иностранных государств, определяется педагогическим советом Школы.

80.           Порядок изучения белорусского и русского языков иностранными гражданами и лицами без гражданства, которые временно находятся или временно проживают в Республике Беларусь, при получении общего среднего образования осуществляется в порядке, установленном Министерством образования Республики Беларусь.

 

ГЛАВА 6

УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ИНЫЕ РАБОТНИКИ ШКОЛЫ

 

81.           К участникам образовательного процесса относятся учащиеся, законные представители несовершеннолетних учащихся, педагогические работники.

82.           Учащийся — лицо, принятое для освоения содержания одного из видов образовательных программ общего среднего образования.

83.           Учащиеся имеют право на:

получение образования в соответствии с образовательными программами; одновременное освоение содержания нескольких образовательных программ основного образования в случаях, предусмотренных актами законодательства; перевод в другое учреждение образования в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;

обучение и воспитание в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании в пределах содержания образовательной программы по индивидуальному учебному плану, индивидуальной учебной программе в случаях, предусмотренных Кодексом;

создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития; 

уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;

бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование в государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; 

коррекционно-педагогическую помощь в Школе;

пользование учебниками и учебными пособиями;   

каникулы;

бесплатное пользование библиотекой, физкультурно-спортивными сооружениями, учебной, производственной, научной базой Школы;

получение социально-педагогической поддержки и психологической помощи со стороны специалистов Школы;

поощрение за успехи в учебной, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной деятельности, участие в физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых, спортивных мероприятиях, а также в образовательных мероприятиях;

участие в управлении Школы;

участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, фестивалях, конференциях, симпозиумах, конгрессах, семинарах, праздниках и других образовательных и иных мероприятиях, спортивно-массовых мероприятиях, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, культурной деятельности;

ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительным документом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для учащихся;

иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности учащихся, а также с учебно-программной документацией;

участие в молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству;

обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений.

Иные права учащихся устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами Школы.

84.           Учащиеся обязаны:

добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания; 

заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

выполнять требования учредительных документов, государственного образовательного стандарта, правил внутреннего распорядка для учащихся;

уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

не допускать действий, препятствующих другим участникам образовательного процесса исполнять их обязанности и реализовывать их права в сфере образования;

бережно относиться к имуществу Школы.  

Иные обязанности учащихся устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами Школы.  

85.           Мерами социальной защиты учащихся являются:

пользование учебниками и учебными пособиями;

обеспечение питанием;

охрана жизни и здоровья.

86.           Основания для привлечения учащихся Школы к дисциплинарной ответственности:

опоздания или неявка без уважительных причин на учебные занятия;

нарушение дисциплины в ходе образовательного процесса;

неисполнение без уважительных причин законного требования педагогического работника, основанное на акте законодательства, настоящем Уставе, ином локальном правовом акте Школы;

оскорбление участников образовательного процесса;

распространение информации, наносящей вред здоровью учащихся;

порча зданий, сооружений, оборудования или иного имущества Школы;

нарушение требований законодательства о пожарной безопасности;

распитие алкогольных напитков, слабоалкогольных напитков, пива, употребление наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ либо появление в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения в помещениях и на территории Школы;

курение, использование электронных систем курения, систем для потребления табака в помещениях и на территории Школы;

иные противоправные действия.

87.           К дисциплинарной ответственности привлекаются учащиеся, достигшие к моменту совершения дисциплинарного проступка возраста четырнадцати лет, а к учащимся из числа лиц с психофизическими особенностями – с семнадцати лет.

88.           К учащемуся, совершившему дисциплинарный проступок и не достигшему к моменту его совершения возраста, с которого наступает дисциплинарная ответственность, могут применяться меры педагогического воздействия (беседа, обсуждение на педагогическом совете и иные меры педагогического воздействия), не противоречащие законодательству Республики Беларусь.

89.           За совершение дисциплинарного проступка к учащемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:

замечание;

выговор;

досрочное прекращение образовательных отношений (отчисление) по основаниям, предусмотренным подпунктами 5.10–5.13 и 5.16 пункта 5 статьи 68 настоящего Кодекса.

90.           Досрочное прекращение образовательных отношений (отчисление) как мера дисциплинарного взыскания не применяется к:

учащемуся, не достигшему восемнадцати лет и не завершившему освоение содержания образовательной программы базового образования, образовательной программы среднего образования;

учащемуся, не достигшему возраста шестнадцати лет, за исключением учащегося суворовского военного училища, кадетского училища, специализированного лицея.

91.           Отчисление как мера дисциплинарной ответственности может быть применено за систематическое (повторное в течение учебного года) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей учащимся, если к нему ранее применялись меры дисциплинарного взыскания.

92.           Применение в качестве меры дисциплинарного взыскания отчисления к несовершеннолетнему учащемуся допускается только после уведомления комиссии по делам несовершеннолетних администрации Центрального района.

93.           Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит директору Школы. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение учащегося.

94.           Дисциплинарные взыскания к учащемуся применяются в соответствии со статьями 122-128 Кодекса Республики Беларусь об образовании.

95.           Законными представителями несовершеннолетних учащихся являются их родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители.

96.           Законные представители несовершеннолетних учащихся имеют право на:

ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительным документом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для учащихся, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности учащихся, а также с учебно-программной документацией;

участие в управлении Школы;

защиту прав и законных интересов учащихся, включая обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений;

получение информации о ходе и содержании образовательного процесса, используемых методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности учащихся в порядке, определяемом руководителем учреждения образования с участием органа самоуправления, в который входят лица из числа законных представителей несовершеннолетних учащихся;

получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) учащихся.

Иные права законных представителей несовершеннолетних учащихся устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами Школы.  

97.           Законные представители несовершеннолетних учащихся обязаны:

обеспечивать условия для получения образования и развития учащихся; уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

обеспечивать выполнение учащимися, законными представителями которых они являются, требований учредительных документов, правил внутреннего распорядка для учащихся, государственного образовательного стандарта.

Иные обязанности законных представителей несовершеннолетних учащихся устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами Школы.

98.           Педагогическими работниками признаются лица, которые осуществляют педагогическую деятельность (реализуют содержание образовательных программ, программ воспитания, оказывают коррекционно-педагогическую помощь, осуществляют научно-методическое обеспечение образования и осуществляют руководство образовательной деятельностью Школы, его структурных подразделений).

99.           Основные требования, предъявляемые к педагогическим работникам, определяются квалификационными характеристиками, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, а также должностными инструкциями, трудовыми договорами (контрактами).

100.       Педагогическую деятельность не могут осуществлять лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью;

имеющие судимость, которая не снята и не погашена;

признанные недееспособными или ограниченно дееспособными;

не имеющие права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

имеющие медицинские противопоказания к осуществлению педагогической деятельности.

101.       При возникновении в период осуществления педагогической деятельности обстоятельств, предусмотренных в пункте 99, осуществление педагогической деятельности прекращается в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.

102.       Педагогические работники в соответствии с законодательством имеют право на:

защиту профессиональной чести и достоинства;

обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;

творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения и воспитания;

доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам;

участие в экспериментальной, инновационной, международной деятельности Школы;

участие в управлении Школой;

повышение квалификации;

моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической деятельности, научной, экспериментальной, инновационной деятельности в системе образования;

объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству;

ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы. Порядок, условия и размер ежемесячной компенсации расходов на приобретение учебной и методической литературы педагогическим работникам, перечень должностей педагогических работников, которым выплачивается ежемесячная компенсация расходов на приобретение учебной и методической литературы, определяются Министерством образования.

иные социальные гарантии, предусмотренные актами законодательства.

103.       Педагогические работники обязаны:

 осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне, обеспечивающем реализацию образовательных программ, программ воспитания; 

соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;

уважать честь и достоинство учащихся и других участников образовательного процесса;

пропагандировать здоровый образ жизни среди учащихся;

повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию;                                                                                   

обеспечивать соблюдение специальных условий, необходимых для получения образования лицами с особенностями психофизического развития;

проходить предварительный (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) обязательные медицинские осмотры в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством труда и социальной защиты.

104.       Иные обязанности педагогических работников устанавливаются актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами Школы.

105.       Педагогические работники не вправе оказывать платные консультативные услуги по отдельным учебным предметам, модулям, учебным дисциплинам, образовательным областям, темам, в том числе помощь в подготовке к вступительным испытаниям (репетиторство), учащимся, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.  

106.       Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный процесс в политических целях или для побуждения учащихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Беларусь и актам законодательства.

107.       К иным работникам Школы относятся работники, не являющиеся педагогическими. 

108.       Права и обязанности иных работников Школы устанавливаются актами законодательства, уставами и иными локальными правовыми актами Школы, заключенными с ними трудовыми договорами.

 

ГЛАВА 7

 ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ И ШТАТНОГО РАСПИСАНИЯ ШКОЛЫ

 

109.       Трудовые отношения работников в Школе регулируются трудовыми договорами (контрактами), заключаемыми в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка.

110.       Организационно-штатная структура Школы утверждается директором по согласованию с управлением по образованию администрации Центрального района г. Минска на основании типовых штатных нормативов, утверждаемых Министерством образования Республики Беларусь, в пределах средств, выделенных на оплату труда.

111.       Прием на работу в Школу и увольнение педагогических и иных работников школы осуществляется директором в соответствии с действующим законодательством.

112.       На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимое образование с представлением соответствующих подтверждающих документов.

113.       Оплата труда работников Школы осуществляется в соответствии с действующим законодательством (исходя из тарифной ставки) и положениями о материальном стимулировании.

114.       Аттестация педагогических работников школы осуществляется в порядке, определяемом Министерством образования Республики Беларусь.

115.       Трудовые книжки всех работников Школы ведутся и хранятся в Школе.

 

ГЛАВА 8

 СВЕДЕНИЯ О ФИЛИАЛАХ, ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВАХ, ИНЫХ ОБОСОБДЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ШКОЛЫ

 

116.       Структура Школы формируется самостоятельно по согласованию с управлением по образованию администрации Московского района г. Минска.

117.       В структуру Школы входят следующие структурные подразделения: библиотека, пункт коррекционно-педагогической помощи, также могут быть другие структурные подразделения, предусмотренные законодательством.

118.       Структурные подразделения осуществляют свою деятельность на основе положений, утверждённых Министерством образования Республики Беларусь, в соответствии с требованиями актов законодательства.

119.       В Школе могут также создаваться различные службы, положения о которых утверждаются директором.

 

ГЛАВА 9

ДРУГИЕ СВЕДЕНИЯ О ШКОЛЕ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ АКТАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ОПРЕДЕЛЯЕМЫЕ УЧРЕДИТЕЛЕМ

 

120.       Лицензирование деятельности Школы, ее аккредитация и подтверждение аккредитации осуществляются в порядке, установленном актами законодательства Республики Беларусь.

121.       Экспериментальная и инновационная деятельность Школы осуществляется в соответствии Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства Республики Беларусь.

122.       Контроль и самоконтроль за обеспечением качества образования осуществляется в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.

123.       Школа имеет право:

осуществлять международное сотрудничество в сфере образования на основе международных договоров Республики Беларусь, договоров, заключенных между Школой и иностранной организацией, международной организацией;

осуществлять проверку подлинности документов об образовании при приеме лиц для получения образования и при наличии сомнений в их подлинности путем направления запросов в Министерство образования Республики Беларусь о подтверждении факта их выдачи.

124.       В Школе не допускается:

создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели;

создание и анонимная или иная противоречащая законодательству Республики Беларусь деятельность религиозных организаций.

125.       В порядке, установленным Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, Школа может взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа по вопросам воспитания. Основанием такого взаимодействия являются письменные заявления учащихся (законных представителей несовершеннолетних учащихся).

 

ГЛАВА 10

ПОРЯДОК РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ ШКОЛЫ

 

126.       Решения об изменении вида, о реорганизации, ликвидации Школы принимаются учредителем на основании оценки последствий принятия таких решений с учетом количества лиц, подлежащих обучению и воспитанию на уровне общего среднего образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы, и количества государственных учреждений, реализующих образовательные программы общего среднего образования на этой территории.  

 

ГЛАВА 11

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

 

127.       Настоящий Устав вступает в силу с момента его государственной регистрации в порядке, установленном действующим законодательством Республики Беларусь.

128.       Изменения и дополнения в настоящий Устав утверждаются приказом Учредителя и подлежат государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В настоящем Уставе пронумеровано, прошито и скреплено печатью управления по образованию администрации Центрального района г. Минска 26 (двадцать шесть) листов

Начальник управления по образованию администрации Центрального района г. Минска

______________________ И.Б.Камейша

______   ______________________  2022