Советы дефектолога

СОВЕТЫ ДЕФЕКТОЛОГА

Основной целью деятельности пункта коррекционно-педагогической помощи (ПКПП)  является организация и оказание коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают значительные стойкие или временные трудности в освоении учебной образовательной программы школьного образования.

В ПКПП работает учитель – дефектолог (коррекционный педагог, специальный педагог) – понятие достаточно широкое. Дефектологи занимаются обучением и воспитанием учащихся как с нарушением устной, так и с нарушением письменной речи. При этом основная работа проводится с учащимися с нарушением письменной речи. В своей работе использую различные средства, направленные на коррекцию и компенсацию  отдельных не грубых недостатков.

Задачами учителя - дефектолога в  ПКПП являются:

  • изучение особенностей психофизического развития обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;
  • формирование общих способностей к учению с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов школьного образования;
  • создание обходимой коррекционно-развивающей среды для обеспечения индивидуально-ориентированной педагогической помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений;
  • формирование общих способностей к учению с целью обеспечения выполнения детьми образовательных стандартов на уровнях общего базового образования;
  •  повышение уровня интеллектуального развития детей за счет развития психических процессов, формирования позитивной мотивации к учебной деятельности, регуляции функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у обучающихся;
  •  консультирование педагогов учреждения образования, на базе' которого открыт пункт, законных представителей детей по вопросам индивидуализации обучения и воспитания.

 

Показания к зачислению в пункт коррекционно-педагогической помощи:

В состав ПКПП зачисляются дети с относительно более лёгкими речевыми нарушениями, а именно:

  • фонетические нарушения речи (дислалия, стертая форма дизартрии, нарушение голоса)
  • фонетико-фонематическим недоразвитием речи (дислалия, дизартрии);
  • нерезко выраженное общее недоразвитие речи: неосложнённый вариант общего недоразвития речи и осложнённый вариант общего недоразвития речи (при дизартрии );
  • нарушения темпо-ритмической стороны речи (заикание легкой степени, брадилалия, тахилалия).

Зачисление в пункт коррекционно-педагогической помощи

Зачисление детей на пункт коррекционной педагогической помощи (ПКПП) для занятий с учителем-дефектологом осуществляется в соответствии с Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи.

Приём детей на пункт, осуществляется приказом руководителя учреждения образования, на базе которого открыт пункт, с согласия законных представителей на основании списка детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, утвержденного директором государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее - ЦКРОиР), и (или) заключения ЦКРОиР, и заключения учителя-дефектолога пункта (для детей с артикуляторно-фонетической дислалией), в соответствии с показаниями к приёму согласно приложению 1 Положения о ПКПП и на основании следующих документов:

  • зaявления законного представителя обучающегося;
  • заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации ( ЦКРОиР).

Для получения заключения необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) Центрального района г. Минск, расположенного по адресу: пр-т Победителей , 79, г. Минск, телефон для записи на комиссию: (017)  369 – 53 – 64  время работы: 8.00-18.00, сб. -  вс. – выходной.

Для прохождения психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК)  необходимы следующие документы:

  • Подробная выписка из истории развития ребенка  (предоставляет участковый педиатр по месту жительства), и заключения узких специалистов за текущий год: невропатолога, офтальмолога, отоларинголога, психоневролога;
  • Направление учреждения здравоохранения или образования для прохождения ПМПК;
  • Психолого-педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением образования, которое посещал или посещает ребенок;
  • Сменная обувь для ребенка и родителей.

Психолого-медико-педагогическое обследование осуществляется в присутствии законных представителей ребенка.

По результатам  обследования выдается заключение, которое нужно предоставить в пункта коррекционно-педагогической помощи, на основании его ребёнок зачисляется на ПКПП.

 

Логопедический словарь для родителей

Коррекция – исправление некоторых недостатков, не  требующее коренных изменений корректируемого процесса или явления.

Компенсация –уравновешивание или возмещение имеющихся недостатков , происходит за счёт сохранного.

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи, вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (системные тяжелые нарушения речи).

Дизартрия – нарушения произносительной стороны речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Нарушение письма – частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Нарушение чтения– частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное не сформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и слуховой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Это самый распространенный диагноз у детей, посещающих логопедические группы.

Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР) – различные мало сложные  речевые расстройства, при которых у детей частично нарушено формирование отдельных компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и слуховой стороне при нормальном слухе и интеллекте.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношении фонем.

Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, помогающий осуществлять операции различения и узнавания фонем (букв), составляющих звуковую оболочку слова.