Инструкция о порядке проведения аттестации

АТТЕСТАЦИЯ

ПАСТАНОВА МIНIСТЭРСТВА АДУКАЦЫI РЭСПУБЛIКI БЕЛАРУСЬ22 жнiўня 2012 г. N 101АБ ЗАЦВЯРДЖЭННI IНСТРУКЦЫI АБ ПАРАДКУ ПРАВЯДЗЕННЯ АТЭСТАЦЫI ПЕДАГАГIЧНЫХ РАБОТНIКАЎ СIСТЭМЫ АДУКАЦЫI (АКРАМЯ ПЕДАГАГIЧНЫХ РАБОТНIКАЎ З ЛIКУ ПРАФЕСАРСКА-ВЫКЛАДЧЫЦКАГА СКЛАДУ)

 

22.12.2016г.  на базе государственном учреждении образования «Средняя школа №21 имени Н.Ф. Гастелло г. Минска» состоялось районное заседание школы управленческого мастерства заместителей директора, курирующих организацию образовательного процесса общего среднего образования по теме: «Аттестация, как одно из важнейших средств развития профессионализма». В работе заседания приняла участие начальник центра аналитического менеджмента и регионального образования Коршунова Н.М., которая оказала организационно – методическую поддержку по вопросам  нормативного правового и организационно – методического обеспечения аттестации педагогических работников.

 

   

 

 

 

Инструкция

о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования)

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая Инструкция определяет порядок проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования).

2. Действие данной Инструкции распространяется на педагогических работников учреждений образования, иных организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность (далее, если не установлено иное, - организации системы образования), а также на педагогических работников, работающих по трудовым или гражданско правовых договорах у индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность (далее, если не установлено иное, - педагогические работники ИП).

3. Аттестация педагогических работников - это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личных качеств, результатов педагогической деятельности по формированию знаний, умений, навыков, интеллектуального, нравственного, творческого и физического развития учащихся при реализации содержания образовательных программ дошкольного, общего среднего, профессионально технической, среднего специального, специальной, дополнительного образования детей, программ воспитания и научно-методического обеспечения.

Основными принципами аттестации педагогических работников являются калегiяльнасць, системность, целостность экспертных оценок.

4. Аттестация педагогических работников проводится на присвоение первой, второй, высшей квалификационных категорий, подтверждение высшей квалификационной категории, подтверждение второй и первой квалификационных категорий в случаях, которые определены в части пятой пункта 5 данной Инструкции, а учителей, реализующих образовательные программы общего среднего образования , а также образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования и образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью (далее, если не установлено иное, - учителя учреждений общего среднего образования), кроме того, - на присвоение и подтверждение квалификационной категории «учитель-методист» (далее, если не установлено иное, - аттестация).

5. Аттестация проводится по инициативе педагогического работника или по инициативе руководителя организации системы образования.

По инициативе педагогического работника проводится аттестация на присвоение квалификационной категории.

По инициативе руководителя организации системы образования проводится аттестация на подтверждение квалификационной категории. Аттестация на подтверждение квалификационной категории является для педагогического работника обязательной (далее - обязательное аттестация).

Обязательная аттестация на подтверждение квалификационной категории проводится в отношении педагогического работника, имеющего высшую квалификационную категорию, квалификационную категорию «учитель-методист».

Обязательная аттестация на подтверждение второй (первой) квалификационной категории может проводиться по инициативе руководителя организации системы образования, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность (далее - ИП), в отношении педагогического работника, который снизил уровень своей работы и деятельность которого не соответствует установленным требованиям, или педагогического работника, имеющего перерыв в работе на педагогических должностях более двух лет. Такой аттестации не подлежат беременные женщины i женщины, имеющие детей в возрасте до пяти лет.

6. Присвоение квалификационных категорий педагогическому работнику по каждой занимаемой должности осуществляется последовательно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй пункта 18 и пунктом 19 данной Инструкции.

7. Аттестация на подтверждение высшей квалификационной категории и квалификационной категории «учитель-методист» проводится один раз в пять лет. В этот срок засчитываются периоды работы на соответствующей должности независимо от места работы и перерывов в работе, за исключением периодов пребывания женщины в отпуске по беременности и родам, а также периодов пребывания педагогического работника в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Аттестация на подтверждение категории в случаях, предусмотренных частью пятой пункта 5 данной Инструкции, проводится не более одного раза в пять лет.

8. квалификационная категория, которая присвоена педагогическому работнику по должности, переименованной в установленном порядке, сохраняется.

9. Квалификационная категория в случаях и в порядке, которые установлены настоящей Инструкцией, может быть отменена.

10. Для проведения аттестации создается аттестационная комиссия в порядке, установленном данной Инструкцией.

Глава 2

Аттестационная комиссия, ЕЕ СОСТАВ, ПОРЯДОК проведение аттестации

11. Аттестационная комиссия создается в организации системы образования, в управлении образования областного исполнительного комитета, в комитете по образованию Минского городского исполнительного комитета, отделе (управлении) образования районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации района в городе (далее, если не установлено иное , - аттестационная комиссия).

12. В состав аттестационной комиссии не включаются педагогические работники, которые планируют проходить аттестацию (подлежат обязательной аттестации) в период ее полномочий.

13. Срок полномочий аттестационной комиссией - один год с даты принятия приказа об определении ее состава.

14. Аттестационная комиссия организации системы образования создается для аттестации педагогических работников этих организаций, за исключением аттестации педагогических работников на присвоение и подтверждение квалификационной категории «учитель-методист», в составе не менее пяти человек и избирается на собрании коллектива педагогических работников путем тайного голосования (далее - голосование). На собрании должно присутствовать более половины педагогических работников организации. В комиссию могут быть выбраны педагогические работники, имеющие первую, высшую квалификационную категорию или квалификационную категорию «учитель-методист». Избранными в аттестационную камiсию считаются педагогические работники, за которых проголосовало более 50 процентов от количества участников собрания.

Перед проведением выборов педагогических работников в состав комиссии из членов коллектива педагогических работников организации системы образования избирается счетная комиссия в количестве не менее чем три человека (в составе председателя и членов комиссии), которая осуществляет тайное голосование, подсчет голосов i оформление протокола счетной камiсии с решением по итогам избрания аттестационной комиссии.

В состав аттестационной комиссии организации системы образования входит руководитель этой организации или по его решению иное уполномоченное им лицо, а также представитель профсоюзного комитета (при его наличии), уполномоченный соответствующим профсоюзным комитетом.

Состав аттестационной комиссии организации системы образования определяется приказом руководителя и до 1 октября текущего учебного года доводится до сведения педагогических работников.

В работе аттестационной комиссии могут принимать участие по одному уполномоченному представителю управления образования областного исполнительного комитета, комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета, отдела (управления) образования районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации района в городе (далее - отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа) и вышестоящего профсоюзного органа.

Аттестационная комиссия выбирает председателя, заместителя председателя, секретаря из числа членов комиссии.

15. Аттестационная комиссия отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа создается для аттестации учителей учреждений общего среднего образования, претендующих на присвоение или должны подтвердить квалификационную категорию «учитель-методист», педагогических работников организаций системы образования, в которых из-за малой количества педагогических работников невозможно создать комиссию в количестве, определенной в части первой пункта 14 настоящей Инструкции, педагогических работников ИП, а также для рассмотрения спорных случаев, связанных с аттестацией педагогических работников, в составе не менее семи человек.

Педагогические работники частных учреждений образования, иных организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, ИП проходят аттестацию в аттестационной комиссии отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту государственной регистрации соответственно частных учреждений образования, организаций, которым в соответствии с законодательством разрешено осуществлять образовательную деятельность, ИП.

В состав аттестационной комиссии отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа включаются педагогические работники организаций системы образования, которые имеют первую, высшую квалификационную категорию или квалификационную категорию «учитель-методист», уполномоченные представители отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа, а также соответствующего комитета профсоюза (при его наличии).

Состав аттестационной комиссии отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа определяется приказом руководителя соответствующего отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа и не позднее 1 октября текущего учебного года доводится до сведения заинтересованных.

16. Перечень организаций системы образования, работники которых аттестуются комиссией отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа (далее - перечень учреждений), составляется ежегодно до 1 октября по предложению руководителей подведомственных учреждений образования, частных учреждений образования, иных организаций, которым в соответствии с законодательством разрешено осуществлять образовательную деятельность.

17. Педагогический работник, изъявивший желание пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории, подает письменное заявление в аттестационную комиссию до 31 марта текущего учебного года, которая принимает решение о допуске его к аттестации (отказе в допуске).

18. Обязательными условиями допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории являются:

соответствие полученного образования квалификационным требованиям;

наличие стажа работы (кроме случая, предусмотренного пунктом 20 данной Инструкции) в соответствии с частями первой-четвертой пункта 19 данной Инструкции;

освоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в сроки, предусмотренные законодательством.

Обязательными условиями допуска для педагогических работников, претендующих на присвоение квалификационной категории «учитель-методист», кроме перечисленных в абзацах втором-четвертом части первой настоящего пункта, является наличие авторской методики преподавания учебного предмета или собственного опыта, который обобщен и используется другими учителями учреждений общего среднего образования, публикаций в научно-методических и других изданиях об опыте применения современных образовательных, воспитательных и информационных технологий, использования эффективных педагогических форм, методов и средств обучения.

19. Претендовать на присвоение второй квалификационной категории могут педагогические работники (кроме мастеров производственного обучения учреждений образования), имеющих стаж работы в должности, по которой аттестуются (далее - стаж работы), два года, первой, высшей, а также квалификационной категории «учитель -метадыст »- три года со дня присвоения предыдущей квалификационной категории. В этот стаж учитывается время работы на должностях, которые были переименованы в установленном порядке.

Мастера производственного обучения учреждений образования допускаются к аттестации с учетом стажа работы, который определен квалификационным требованиям.

Лица, получившие диплом о высшем образовании с отличием, диплом магистра или диплом исследователя, допускаются к аттестации на присвоение второй квалификационной категории при наличии стажа работы один год.

Лица, которым присуждена ученая степень и (или) присвоено ученое звание, допускаются к аттестации на присвоение первой квалификационной категории при наличии стажа работы один год, а высшей квалификационной категории - один год со дня присвоения первой квалификационной категории. При этом претендовать на первую квалификационную категорию они могут без присвоения второй квалификационной категории.

В стаж работы, который определен в частях первой-третьей настоящего пункта, не учитывается период пребывания педагогического работника в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

20. При прохождении аттестации на присвоение квалификационной категории имеют право претендовать независимо от стажа работы, который определен частью первой пункта 19 данной Инструкции (только по одной должности), на присвоение той же квалификационной категории, которая им была присвоена ранее, следующие педагогические работники:

учителя-дефектологи, методисты, педагоги-организаторы, педагоги социальные, педагоги-психологи, воспитатели, аккомпаниаторы, мастера производственного обучения учреждения образования, если они переведены на эти должности с должности учителя или преподавателя;

учителя или преподаватели, если они переведены на эту должность с должности учителя-дефектолога, мастера производственного обучения учреждения образования (при обязательном наличии высшего образования по профилям образования «Педагогика», «Педагогика. Профессиональная образование» или высшего образования и переподготовки по профилям образования «Педагогика »,« Педагогика. Профессиональная образование »);

воспитатели, методисты, если они переведены на эти должности с должности мастера производственного обучения учреждения образования;

воспитатели-методисты, методисты, воспитатели, если они переведены на эти должности с должностей учителя-дефектолога, воспитателя дошкольного образования, педагога социального, педагога-психолога, педагога-организатора, педагога дополнительного образования;

воспитатели дошкольного образования, если они переведены с должностей учителя или преподавателя, учителя-дефектолога, воспитателя, методиста, педагога социального, педагога-психолога, педагога-организатора;

педагоги-психологи, педагоги социальные, педагоги-организаторы, если они переведены с должности воспитателя дошкольного образования;

педагоги-организаторы, если они переведены на эту должность с поста культорганизатора;

музыкальные руководители, если они переведены с должностей учителя или преподавателя, воспитателя дошкольного образования, аккомпаниаторы;

педагоги дополнительного образования, если они переведены на эту должность с должности учителя или преподавателя, воспитателя, воспитателя дошкольного образования, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, мастера производственного обучения учреждения образования, культарганiзатара, методиста, аккомпаниаторы, педагога-организатора;

аккомпаниаторы, если они переведены на эту должность с должности учителя или преподавателя, музыкального руководителя;

руководитель физического воспитания, если они переведены на эту должность с должности учителя или преподавателя, воспитателя дошкольного образования, педагога дополнительного образования.

При прохождении аттестации в случаях, предусмотренных частью первой настоящего пункта, педагогические работники, претендующие на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационный экзамен не сдают.

21. Руководители организаций системы образования (их заместители), осуществляющих педагогическую деятельность в части реализации содержания образовательных программ, программ воспитания, проходят аттестацию в установленном данной Инструкцией порядке.

22. Основанием для проведения аттестации является приказ руководителя организации системы образования (отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа) (далее, если не указано иное, - руководитель), которым определяются:

сроки проведения аттестации;

список педагогических работников, допущенным к аттестации на присвоение квалификационной категории, а также проходят обязательную аттестацию (далее - аттестуемые);

график аттестации (согласовывается с соответствующим профсоюзным комитетом), предусматривающий дату аттестации (этапов аттестации) каждого аттестуемого с учетом сроков проведения квалификационного экзамена, порядок проведения которого установлен главой 3 данной Инструкции.

Приказ о проведении аттестации доводится до сведения аттестуемых не позднее чем за один месяц до ее начала.

23. Организационная работа по подготовке к аттестации осуществляется лицом, уполномоченным руководителем организации системы образования, с участием членов аттестационной комиссии и включает следующие этапы: